Пока что заявления лидеров «недружественных» стран в отношении потолка цен на газ для России носят крайне расплывчатый характер и больше напоминают декларацию о намерениях. Так, по данным Bloomberg, «Большая семерка» только лишь поручит своим профильным министерствам изучить возможность введения предельных цен на газ из нашей страны.
Такая неопределенность в формулировках вполне объяснима, замечает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, поскольку в принципе непонятно — как можно вводить такой потолок, когда многолетние контракты давно подписаны. И в случае, если кто-то захочет в одностороннем порядке изменить цену, то продавец, то есть «Газпром», может просто прекратить поставки.
«Европейцы сами говорили, у нас есть контракты и надо контракты исполнять. Но если по контракту не придет соответствующая сумма денег, будут ограничены поставки, - разъясняет эксперт, - Поэтому введение какого-то потолка цен для российского газа, для всех потоков газа, который поступает в Европу, просто-напросто не будет работать». Иными словами, введение потолка цен фактически будет равносильно введению эмбарго на отечественный газ. Но как раз его-то здравомыслящие европейские лидеры объявлять не хотят: они уже столкнулись с серьезными энергетическими проблемами в условиях падения поставок российского газа, а впереди – холодная зима.
Отдельная загадка – какую именно сумму определить в качестве «потолочной». Газ продается по долгосрочным контрактам, по которым стоимость ресурса привязана к биржевым ценам, но с лагом до нескольких месяцев. «Парадокс в том, что G7 обсуждает потолок, но сейчас газ на европейской бирже стоит примерно 2500 долларов за тысячу кубометров, «Газпром» же по своим контрактам продает топливо значительно дешевле», - указывает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.
По его словам, цена по контрактам «Газпрома» заметно ниже спотовых цен. Скажем, летом она составляла менее 1000 долларов за тысячу кубометров. «Поэтому предложение установить предельные цены на газ именно для «Газпрома», мягко говоря, не очень эффективно», - делает вывод эксперт.
«Логичным разрабатываемый на Западе механизм по установке ценовых ограничений на российский экспортный газ назвать никак нельзя», — вторит коллеге гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. На протяжении десятка лет Европа призывала экспортеров и импортеров при заключении сделок ориентироваться на биржевую стоимость «голубого топлива», называя котировки спотового рынка гораздо более справедливыми, нежели прописанные в долгосрочных контрактах числе с Россией тарифы. На каком-то этапе так и было: в периоды падения цен на сырье долгосрочные соглашения позволяли «Газпрому» получать сверхприбыль. Но теперь-то ситуация принципиально иная: стоимость тысячи кубометров «голубого топлива» на свободном рынке переваливает за $2500, тогда как контрактные цены российской компании в 2-3 раза меньше. «Едва успевшие заработать биржевые принципы расчета газовых цен снова окажутся под большим вопросом, поскольку для введения предельной стоимости углеводородов Еврокомиссия будет вынуждена уговаривать биржевых игроков не давать ценам перейти определенную планку. Что объективно невозможно — трейдеры заинтересованы в наполнении собственного кармана, а не в исполнении политических конвенций», — считает эксперт.
Конечно, от угрозы установления потолка цен на газ Москве не стоит отмахиваться, как от несущественной. Раз мы добываем энергоресурсы, то их нужно кому-то продавать, и если прежний покупатель изменит условия, то придется либо с ним соглашаться, либо искать нового. Но трубы ведь просто так не переложишь из одного места в другое…Удастся ли, случись что, переориентировать поставки газа на других, «дружественных» потребителей?
Косвенный ответ на этот вопрос дает прошлогодняя статистика Федеральной таможенной службы. Согласно данным ФТС, поставки природного газа трубопроводным транспортом в 2021 году составили 203,5 млрд кубометров. Из них 48,2 млрд кубов пришлись на долю «недружественной» Германии. Но следующие места в тройке лидеров заняли Турция ( 26,8 млрд) и Белоруссия (19,8 млрд), от которых никаких санкций, естественно, не последует. А еще в первой десятке, помимо пяти европейских стран (Дания Франция, Польша, Австрия, Нидерланды), присутствуют Казахстан (9,3 млрд) и Китай (7,1 млрд). С тех пор соотношение экспортируемого РФ газа уже заметно изменилось в пользу азиатских государств, и нет сомнения, что в случае дальнейшего продавливания идеи «газового потолка» этот крен на восток вырастет еще сильнее.