Номинально UnionPay остается единственной международной платежной системой, которая продолжает работу на территории России. Фактически же о ее существовании можно забыть. Еще весной стало известно, что система запретила выпускать свои карты тем крупнейшим в РФ банкам-эквайерам, которые попали под самые жесткие блокирующие санкции США. А ведь это фактически все крупнейшие банки России! Сообщения о том, что за рубежом такие карты UnionPay не работают (в частности, не удается снять наличные), а интернет-магазины их не обслуживают, начали поступать еще в мае.
Эквайринг, напомним, — это банковская услуга по проведению платежей с пластиковых карт. Банк берет за это комиссионные - определенный процент от совершенной сделки. В операциях присутствует еще один участник - банк-эмитент, выпустивший и обслуживающий карту покупателя. В момент совершения оплаты эквайер (поставщик услуги) и эмитент обмениваются информацией, после чего покупатель видит на экране POS-терминала (Point Of Sale - точка продажи) надпись «Одобрено».
«Надо понимать, что доля UnionPay на отечественном рынке платежных карт крайне невелика – не более 2%, - говорит ведущий юрист Объединенного юридического центра «Парфенон» Павел Уткин. – Причем очень приличная доля «пластика» поступила в оборот текущей весной, когда люди еще надеялись таким образом оплачивать зарубежные покупки и сервисы. Но когда появилась информация, что система под страхом вторичных санкций не будет работать с российскими подсанкционными банками, выпуск резко прекратился».
Соответственно, отмечает собеседник «МК», надежды на UnionPay не оправдались от слова «совсем». Причем не оправдались именно из-за китайской стороны: в России пользователи готовы были платить аж по 15 тысяч за выпуск карты и платили-таки по весне. Просто UnionPay рассматривалась как актуальная альтернатива Visa и Mastercard, но в итоге получился пшик.
«С одной стороны, руководство UnionPay опасается вторичных санкций, - рассуждает Уткин. – Второе обстоятельство связано с мультивалютностью: конвертация не всегда происходит напрямую в валютах стран, откуда идут транзакции. Если, к примеру, конвертация рублей осуществляется через доллары или евро, это моментально может вызвать затык системы из-за санкций в отношении РФ.
Та же история и с трансграничными переводами. Вдобавок, UnionPay политизирована: даже в тех странах, где она полноценно работает, действуют определенные ограничения от китайских властей. Впрочем, на торговле между Москвой и Пекином это никак не отразится: слишком уже мелкая проблема».
Да, на сегодняшний день Китай является крупнейшим торгово-экономическим партнером России, но, видимо, не хочет подставлять под удар свою национальную платежную систему в условиях санкционной войны Москвы и Запада.
В конце апреле UnionPay заморозила переговоры по выпуску карт без объяснения причин, напоминает финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов. А теперь россияне не смогут оплачивать покупки «пластиком» UnionPay в POS-терминалах подсанкционных российских банков. Карты можно будет использовать только за границей либо в терминалах кредитных организаций, которые не находятся под санкциями. Иностранные онлайн-магазины тоже блокируют такие платежи. В связи с этим объемы операций по картам UnionPay невысокие.
Что касается иностранных, прежде всего китайских туристов на территории России, их эта ситуация тоже в какой-то степени ущемляет. Но, видимо, незначительно, поскольку граждане КНР при совершении платежей пользуются в основном (более чем на 90%) бескарточными сервисами AliPay и WePay.
«По самым скромным оценкам, 95% россиян не занимаются переводами денег за рубеж и не оплачивают покупки в западных интернет-магазинах, им это абсолютно не нужно, - говорит финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев. – Понятно, что оставшаяся часть не должна страдать. И я бы посоветовал не пренебрегать отечественной картой «Мир». У нас по ней можно без проблем выполнять все операции – и расчеты, и платежи, и переводы, и снятие наличных. Но она исправно работает и в странах типа Турции, пользующихся наибольшей популярностью у российских туристов».