Что будет с ценами осенью: западные компании совершат каминг-аут

Что подешевеет, а что подорожает

Все лето правительство радовало россиян новостями о том, что инфляция, не на шутку разгулявшаяся по весне, пошла вспять. Но велика вероятность, что осенью цены опять пойдут на взлет. Время дешевых овощей и фруктов заканчивается. Свежий урожай распродан, а импорт всегда стоит больше. С октября растет в цене теплая одежда и обувь: коллекции нового сезона по традиции продаются по максимальному прайсу. О грядущем подорожании предупреждают производители электроники и бытовой техники… К каким расходам готовиться россиянам в сентябре? Как изменятся цены по осени? Какие товары и продукты рискуют подорожать сильнее всего? Об этом в ходе онлайн-конференции «МК» рассказали эксперты: член Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ Анна Вовк, финансовый аналитик, кандидат экономических наук Марк Гойхман, независимый эксперт рынка потребительских товаров Александр Афиногенов.

Что подешевеет, а что подорожает

— Летом инфляция в России в годовом выражении замедлилась. По последнему прогнозу Минэкономразвития, она будет падать и дальше, до конца года дойдя до 13,4%. Оправдан ли данный прогноз? Есть ли повод у нас, потребителей, радоваться снижению цен?

Вовк: — Потребителям рано радоваться. Только осенью будет понятно, какой будет уровень цен и появится ли ясность с изменившимися за время санкций логистическими потоками, от этого сильно зависит цена конечного продукта на полке. Также посмотрим, что нам предложит осенью Центробанк, который всегда регулирует экономику своей ключевой ставкой. Сейчас вроде есть определенные подвижки в сторону ее понижения, что благотворно влияет на цены. Те меры, которые может предложить ЦБ, будут сдерживать инфляцию. Но посмотрим, как это будет на деле.

Гойхман: — Прогноз Минэкономразвития достаточно оптимистичный. Надо принять во внимание более реалистичный прогноз ЦБ, согласно которому инфляция составит до 15%. Вполне вероятно, что по итогам августа мы увидим 14,6%. Но это намного больше того, что прогнозирует Минэкономразвития. Если мы хотим видеть годовую инфляцию на уровне 13,4%, то в течение оставшихся месяцев 2022-го цены должны снижаться. Но дефляция осенью маловероятна, скорее, в эти месяцы инфляция разгонится. В общем и целом как минимум 15–16% мы можем увидеть по итогам года.

Афиногенов: — Мы сейчас живем в новой реальности, и ни у кого нет понимания, как будет развиваться дальше ситуация. Надо сказать, что за последние тридцать лет не было ни одного года, чтобы цены осенью не поднимались. Это традиционная история. Люди возвращаются из отпусков, готовятся к новому учебному году, рабочему и политическому сезону, а ритейлеры не упускают даже минимальной возможности для того, чтобы приподнять цены. Переход в осенне-зимний период всегда сопровождается подорожанием потребительских товаров. Думаю, не минует подобный процесс и этот год. Не исключено, что профильным ведомствам правительства придется вмешиваться и регулировать цены.

— Какие товары и продукты находятся в зоне риска? Что подорожает и на сколько?

Вовк: — Традиционно в зоне риска продукты питания. Сейчас начнется сезонное подорожание на 10–15%. В первую очередь вырастут цены на свежие фрукты-овощи, крупы. Пока регулируются цены на хлеб, на полках он будет в более-менее привычном ценовом коридоре. Что касается молочных продуктов, то тут ситуация неоднородная. Корма в основной массе были импортными, не все аграрии успели их импортозаместить. Все зависит от регионов России. Есть регионы, где достаточно своего молока. Цена на такие продукты сильно не изменится: максимум плюс 10%. Импортозависимые компании будут вынуждены поднять стоимость конечного продукта на 20–25%. Что касается других потребительских групп. Прежде всего людям сейчас интересны одежда, обувь, все, что связано с трикотажем. Пока мы справляемся с запросами рынка. У нас есть поставщики тканей и готовых изделий из Турции, Китая, Индии. С ценами особой тряски нет. Зато сильно страдает промышленный сегмент — такие важные отрасли, как станкостроение, приборостроение. Тут нам необходимо импортозамещение. Что касается обычных бытовых приборов и техники, здесь Россия никаких жутких провалов ни по ценам, ни по наличию товаров не ощущает. Соответственно, нормальный спрос, нормальное предложение, резкого скачка стоимости нет.

Гойхман: — Есть опасения, что овощи и фрукты резко взлетят в цене после окончания сезона. Сейчас мы видим, что наибольший вклад в уменьшение инфляции вносят именно фрукты-овощи. Летом идут большие объемы этих продуктов. Но осенью этот фактор будут нивелирован, и мы, вероятно, снова увидим рост цен. Пока что помидоры, огурцы, морковь в значительной части у нас импортные, поэтому они будут дорожать одними из первых. Кроме того, есть обоснованные опасения увеличения курсов валют к рублю с осени. В правительстве считают, что оптимальный курс — 70 рублей за доллар. Видимо, рынок и будет двигаться к этому рубежу, что увеличит расходы на закупку импортных товаров: техники, электроники, одежды и обуви. Что может подешеветь? Я думаю, что в первые месяцы осени — бензин, из-за включения эмбарго на поставку нефти в Европу. Уже сейчас видим, что, несмотря на высокий автомобильный сезон, бензин не дорожает, а даже на несколько копеек за литр дешевеет. И эта тенденция, вполне возможно, будет прослеживаться в течение нескольких месяцев, что очень хорошо, поскольку бензин нужен на автозаправках не только для личных автомобилей, но и для общественного транспорта и перевозки грузов. Но в целом можно ожидать тотального подорожания. Продукты питания будут дорожать быстрее, чем потребительские товары. Именно продовольствие будет вести за собой цены по всем потребительским группам. Есть в экономике такое понятие — «эластичный спрос по ценам». Когда увеличивается цена, то спрос на эти товары уменьшается. Но с продуктами другая ситуация: от них невозможно отказаться. Мы можем перенести покупку автомобиля или даже ботинок, но отказаться от приобретения молока, овощей и хлеба мы не можем. Поэтому рост цен будет. По данным финансовых агрегаторов, сейчас идет снижение расходов семей на покупку непродовольственных товаров. Люди переориентируется на продовольствие. По сравнению с предыдущим годом расходы на продукты питания поднялись гораздо выше, чем средняя инфляция в процентном отношении, а расходы на непродовольственные товары, наоборот, снизились. Люди вынуждены из-за ограниченности доходов переориентировать свои кошельки в большей степени на покупку продуктов, и они-то и будут дорожать в первую очередь.

— Почему осенью дорожают фрукты и овощи — понятно, но почему растут цены на другие виды еды, например, на мясо и сладкое?

Вовк: — Что касается мяса, то его стоимость зависит от корма для скота, а он чаще всего импортный. Что касается сладостей, то тут очень странная история. Если говорить о выпечке, то это в первую очередь мука и сахар, а они отечественные. Вопрос про цены надо задавать производителям. Стоимость товаров на полке будет зависеть от желания предпринимателей заработать. Какаосодержащие продукты, то есть все виды шоколада, напрямую связаны с импортом, а это уже валюта и логистика. Пока рынок стабилизировался, с мая подорожания сырья не было. И пока на сентябрь нет прогноза, что цены поднимутся. Будем надеяться, что так и произойдет.

— Какой продукт продемонстрировал максимальный рост стоимости?

Вовк: — Вы не поверите — желатин. В России он производится в очень небольшом количестве. Поставки из Европы искусственно ограничили. Товар идет из Китая, но немножко другого качества, и его тоже не так много. Желатин вырос в цене в два раза, а он входит в состав очень многих продуктов — десертов, йогуртов, заливных, жевательных резинок. Сейчас дефицита нет. Пока потребности покрываются, но прямо впритык. Дефицит был в марте, апреле и мае. Сейчас более-менее, но поставки не того качества — соответственно, будет понижение качества изделий, и по ценам получится гораздо дороже.

— С продуктами все ясно. А если остановиться на непродовольственных товарах, как могут измениться цены и ассортимент?

Афиногенов: — Сейчас мы наблюдаем, что в экономику очень сильно вмешалась политика, и именно политическое давление на многие бренды заставляет их имитировать уход с российского рынка. Почему имитировать? Большое количество компаний объявляет якобы об уходе, но на самом деле встают на паузу. Фирмы продолжают оплачивать сотрудников или осуществляют техническую перепродажу компании. В общем, всячески стараются оставить возможность возвращения на наш рынок. Для компаний, которые в течение нескольких десятков лет прививали интерес отечественных потребителей к своему продукту, конечно, очень чувствителен уход из нашей страны. Понятно, что когда все закончится или более-менее стабилизируется, фирмы вернутся в свои сегменты рынка. Уже сейчас мы видим, что многие бренды помогают параллельному импорту, чтобы оставить здесь свою долю, чтобы продолжать формировать лояльность своего бренда у потребителей. На этом фоне никаких серьезных опасений относительно цен на одежду и обувь у меня нет. Основной удар цен, конечно, пришелся на продукты питания. Там мы увидим настоящую ценовую битву.

— Ранее вы говорили о том, что бренды, которые покинули Россию, могут вернуться на наш рынок к Новому году. Изменился ли ваш прогноз, и если это так, то какие бренды вернутся и с какими ценами?

Афиногенов: — Могу сказать, что как только острота сегодняшней политической ситуации начнет спадать, мы сразу увидим coming out, то есть все бренды будут возвращаться, извиняться, говорить, что они нас любят и ценят. Они будут всячески стараться продолжить сотрудничество с Россией. Когда это произойдет, зависит не от экономики.

— Лучше купить компьютер сейчас или подождать снижение цен?

Гойхман: — Думаю, что ждать не нужно. Что касается техники, то она будет дорожать, поскольку складские запасы постепенно заканчиваются, а новых поставок гораздо меньше. Быстро компенсировать нехватку не получится в ближайшее время ни прямыми поставками, ни параллельным импортом — это во-первых. А во-вторых, если мы ожидаем увеличение курса валют к рублю, то импорт обернется повышением цен на внутреннем рынке. Поэтому не стоит ожидать того, что цены снизятся, лучше покупать сейчас — куй железо пока горячо. Очень много факторов, от которых зависит размер подорожания. Сейчас они мало предсказуемы. Я полагаю, что цены вырастут примерно на 10% в течение предстоящих 10 месяцев. Это не очень существенно, но, повторюсь, не стоит ждать каких-то лучших времен, а покупать прямо сейчас.

— Как быть с бытовой химией, косметикой и парфюмерией? Какие цены будут в этих категориях?

Вовк: — Эти сектора как раз очень чувствительны к импортной составляющей. Больше 50% рынка находится во власти импортных брендов. Буквально недавно смотрела статистику. Только продукция компании «Джонсон & Джонсон» занимает 15% рынка бытовой химии. А все, что связано с поставками импортной составляющей, осложняется логистикой. Доставка же товаров усложнилась и подорожала, поэтому цены как вышли наверх, так там и остались. Что будет дальше, осенью, непонятно. Зарубежные производители подняли цены на 20–30%. Их ритейлеры, соответственно, изменили стоимость товаров на магазинных полках примерно на такую же величину. Естественно, это подорожание прилетит к нам, потребителям. Наверное, в середине сентября мы уже это ощутим. В результате бытовая техника, парфюмерия и косметика подорожают как минимум процентов на 15.

— А стоит ли запасаться одеждой или обувью?

Афиногенов: — Запастись на всю жизнь вперед все равно не удастся. Конечно, имеет смысл, если есть свободные деньги, вложить средства в технику, которой не хватает сегодня для пользования. Повторять ажиотаж 2014–2015 годов, когда на пике кризиса наши соотечественники несли из магазинов холодильники и телевизоры, а потом не знали, что с ними делать, смысла нет. Полностью товар не исчезнет, а если подорожает, то не так существенно. Мы справимся и сможем удовлетворить спрос на одежду. Тот же параллельный импорт предложит бытовую технику. Но с ценами на продукты питания ситуация обстоит гораздо хуже. Это тема очень важная, и ее нужно обсуждать на высоком уровне.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28856 от 29 августа 2022

Заголовок в газете: Западные компании совершат каминг-аут

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру