Отечественный бизнес оказался самым стойким и мобильным элементом экономики, который позволил добиться относительно умеренного – всего на 0,5% – падения за первое полугодие этого года. Первый раз роль частного предпринимательства стала четко видна в нашем обществе в пандемию, и вот теперь он снова в авангарде борьбы за экономическое развитие. Господдержка работает хорошо, но для форс-мажорных условий этого уже недостаточно. К примеру, поручительства Корпорации МСП помогли бизнесу за первое полугодие 2022 года привлечь рекордную сумму кредитных средств – свыше 210 млрд рублей, что в 2 раза больше, чем за тот же период пошлого года. Однако, по данным бизнес-омбудсмена РФ Бориса Титова, даже этот рекордный объем составляет лишь 7–8% от всего портфеля кредитов малому и среднему бизнесу. Остальная доля пришлась на другие виды кредитования, в том числе без господдержки и по завышенным ставкам. Хотя в первом полугодии они даже по льготным кредитам были критические, напоминает Титов, однако и по ним кредиты брали, чтобы закрыть кассовые разрывы. Как сильно бизнес нуждается в финансировании, можно понять по тому факту, что в рамках описываемой программы на микро- и малый бизнес пришлось 97% всех получателей господдержки.
Без доступа к финансированию для бизнеса, в идеале на льготных условиях, борьба за ВВП может быть проиграна, ведь перед страной стоят грандиозные задачи по реализации пяти- и десятилетних планов по импортозамещению за три года. По ряду позиций России предстоит очень серьезно и продуктивно проработать свои компетенции. Как отметил директор Института экономики роста им. П.А. Столыпина Антон Свириденко, речь идет об авиастроении, электронике, судостроении. За последние 10 лет экономика нашей страны росла очень медленно, фактически находилась в инерционном состоянии. «Другого сценария, кроме как борьба за рост, не может и не должно быть, так как в других вариантах это будет уже не инерция, а падение», – подчеркнул он. Важна проактивность в экономической политике: доступность капитала, налогообложение, стимулирующее углубление переработки и инвестиции, гарантии для частного бизнеса, индикативное планирование развития.
Вторая задача, которую нужно реализовать, – это отказ от избыточного административного регулирования. «Свободу бизнесу! – призывала еще в апреле спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. – Дайте людям свободу, не трогайте сейчас никого. И тогда экономика попрет такими темпами, что и прогнозы не нужны будут». В тот момент эта фраза обнадежила многих. Но сейчас ясно, что проблемы не решены. «Для делового сообщества важно ощущение безопасности: предприниматель не должен бояться, что завтра против него возбудят уголовное дело и бизнес закроется, либо перейдет в другие руки, – говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александр Гончаров. – Достаточно часто такое происходит по наветам конкурентов». А как подсчитали эксперты, арест руководителя или владельца компании может повлечь за собой потерю до 300 рабочих мест.
Снижение административного регулирования – это положительный момент, с учетом «зарегулированности» отдельных отраслей, подчеркнул эксперт. «Я придерживаюсь мнения, что не только в кризисной ситуации, но и в принципе всегда важнее не мешать, чем помогать, – продолжает тему основатель ресторанов «Мясо&Рыба», омбудсмен в сфере ресторанного бизнеса Москвы Сергей Миронов. – У нас основная проблематика связана с постоянным введением новых норм, правил, требований, которых так много, что бизнес зачастую не в состоянии их даже изучить, не говоря о том, чтобы им соответствовать». Принятие любой нормы должно быть верифицировано экспертами от отрасли, в которой эта норма будет действовать, иначе может сложиться ситуация, когда новые требования будут просто излишни или вообще невыполнимы, предупредил эксперт.
Третья задача – поддержка инициативных предпринимателей. Именно они способны быстро реагировать на кризисы и создавать новые возможности для экономического развития. Здесь, по мнению Гончарова, государство должно дать четкий посыл бизнесу, что оно его «не бросит» и не будет использовать в качестве дойной коровы. Сейчас, к сожалению, получается так, что льготы и поддержка достаются бизнесу, который относится к наиболее пострадавшим отраслям согласно ОКВЭД, хотя все видят, что в кризисной ситуации, связанной с падением потребительского спроса, оказалось гораздо больше отраслей.
Четвертая задача политики в отношении частников – это обеспечение со стороны государства стабильного роста доходов граждан на базе создания высокопроизводительных рабочих мест в частном секторе. Предприниматели – это люди, которые создают добавленную стоимость и кормят себя, свои семьи, своих работников, тем самым снижая нагрузку на социальную сферу государства. Соответственно, создавая условия для возникновения высокопроизводительных рабочих мест в частном секторе, государство обеспечит стабильный рост доходов граждан, что является одной из ключевых целей внутренней политики.
Таким образом, для того чтобы государственная стратегия в отношении бизнеса была последовательной и по-настоящему поддерживала его в период санкций, следует решить четыре основные задачи – обеспечить доступ к финансированию, снизить административные барьеры, поддерживать инициативных предпринимателей и обеспечить стабильный рост доходов граждан на базе создания высокопроизводительных рабочих мест в частном секторе. Подробности о том, как решить каждую из них, описаны в программе Института Столыпина «НЭП 2.0». Ознакомиться с ней можно на сайте организации. Частники – это движущая сила экономики, но сегодня без продуманной и последовательной государственной политики выжить им будет очень тяжело.