Ещё в начале июля в Молдавии ввели «оранжевый код» опасности из-за засухи. Масштаб трагедии становится понятным, когда читаешь, как жители Кишинёва получают воду по часам. Пересыхают озёра и реки, которые питают города и поля, нанесён серьёзный удар по фермерам. Из-за засухи они не досчитаются половины урожая зерновых, не смогут засеять озимые. Под ударом такие культуры, как подсолнечник, ячмень, пшеница, кукуруза. Сбор мёда в стране уже сократился минимум в два раза. Пчеловоды смогли получить лишь часть мёда акации, а добыча остальных видов лакомства из-за засухи близится к нулю.
Всё это привело к конфликту аграриев с властью. Представители фермерских хозяйств выдвинули ультиматум министру сельского хозяйства Владимиру Боле, потребовав в течении дня дать ответ, когда власть введёт режим ЧП. По их мнению, чрезвычайное положение могло бы помочь получить отсрочку по выплате кредитов, а пострадавшие хозяйства смогли бы рассчитывать на налоговые льготы.
Правительство же сможет найти ресурсы для частичной компенсации убытков фермерам, возможно, прибегнув к помощи внешних источников. Фермеры пригрозили: если их вопрос не будет решен к концу недели, будут использованы «другие инструменты для защиты наших интересов». А устраивать акции протеста сельхозпроизводителям не впервой. В 2020 году они приехали на тракторах к зданию парламента в Кишинёве, после чего устроили потасовки с сотрудниками силовых структур. О том, решатся ли аграрии сейчас на столь радикальные меры, «Московский Комсомолец» спросил известного политолога в Молдавии Дмитрия Кисеева.
«Пока что не видно возможностей компенсировать что-нибудь фермерам, - говорит эксперт. - Даже топливо. Более того, у нас такая система в стране, что фермеры платят налог, НДС или аванс весной и потом доплачивают ещё после урожая. То есть, фермер еще не знает, получит ли он урожай, но уже платит аванс. Поэтому наше государство не идёт практически ни на какие уступки аграриям.
— Стоит ли ждать от них активных протестных действий?
— Протесты будут увеличиваться ближе к зиме. Предположу, что пик протестов придётся на октябрь и ноябрь, а пока наше правительство взяло тактику просто игнорировать все проблемы, сваливая их на конфликт в соседней стране. И вот такую позицию они будут держать максимально долго.
— Смогут ли протесты повлиять на ситуацию в стране и изменить позицию правительства?
— Вряд ли. В правительстве уже много раз заявляли о том, что у них есть своё понимание того, как управлять страной. Я не думаю, что протестам удастся на что-то повлиять. Но всё зависит от массовости, если на площадь выйдет 100 – 200 тысяч человек, они не смогут игнорировать и будут вынуждены идти на уступки. А если как сейчас, когда в Гагаузии собираются, условно говоря, тысяча человек – для Кишинёва это не показатель.
— А какие уступки для фермеров они могли бы сделать?
— Могут увеличить субвенции, компенсации на гектар. Или убрать авансовый платёж по НДС. Они могут отдельно договориться с фермерами, но опять же, если проблема будет массовая.