В четверг доллар покинул коридор 60-60,7, в котором колебался последние недели, и обновил августовские минимумы. А в пятницу, 19 августа его биржевые котировки снизились в моменте до отметки 59,08.
Не отставал и евро, упав до 59,8. Это происходило на фоне неоднозначной динамики нефтяных цен, которые сначала поднялись выше $96,5 за баррель, а затем, спустя короткое время, опустились до $95,6.
Разъяснить ситуацию мы попросили кандидата экономических наук, финансового аналитика Михаила Беляева.
- Почему рубль опять пошел в рост?
- Российская экономика находится в процессе довольно успешной адаптации к санкционным условиям, я не вижу очевидных признаков кризиса.
Американская же подает негативные сигналы (в частности, инфляционные), хотя в целом сохраняет устойчивость.
Экономическая ситуация в двух странах – США и России - и определяет фундаментальное курсовое соотношение доллара к рублю: в районе 59-60. Все прочее – это незначительные (плюс-минус два рубля) и краткосрочные (два-три дня) колебания вокруг этого базового курса, которые происходят под влиянием конъюнктурных факторов. Ни о каких долгосрочных тенденциях или трендах говорить сейчас не приходится.
Текущий курс (69-60) точно сохранится до конца августа, а, возможно, и до конца сентября. Сегодня доллар откатился до отметки 59, а завтра, как скажут высоколобые аналитики, «протестирует» уровень 58 рублей.
- Насколько в истории с курсообразованием велика роль большого профицита торгового баланса России? Ведь предложение валюты со стороны компаний-экспортеров намного превышает спрос на нее со стороны компаний-импортеров…
- Это важный фактор, но отнюдь не решающий. Речь идет о совокупности обстоятельств. Действительно, торговый профицит способствует укреплению рубля, но – до определенного предела, в 59-60 за доллар. Повторяю, основой, фундаментом курсообразования является глубинная макроэкономическая конъюнктура. А дальше курс подвергается корректировке, «шлифовке» в режиме реального времени, под влиянием той же внешней торговли или каких-то информационных, политических моментов.
Вы думаете, усиление профицита торгового баланса ведет к бесконечному укреплению рубля? Да ничего подобного! Курс всегда остановится в точке, обусловленной общим состоянием экономики. Сегодня это 58, от силы 57. Но никакие не 30, не 20 и не 10.
- Но как же быть с задачей ослабления рубля, поставленной на уровне правительства? Минфину не нужен доллар по 60, ему для наполнения бюджета нужен доллар по 70, а лучше – по 80 рублей.
- Мало ли, какая задача поставлена. Нужны инструменты, позволяющие ее решить. Есть объективные обстоятельства, есть законы курсообразования, все это надо учитывать, а не игнорировать. Это как если бы члены Политбюро ЦК КПСС во главе с товарищем Брежневым потребовали от академиков добиться ускорения космической ракеты на старте до 10 метров в секунду, вместо 9,8. Ну утопия ведь!
Да, Минфину, бюджету и экспортерам симпатична цифра 70 рублей за доллар. А для импортеров, тех отраслей, которые собирается закупать за рубежом комплектующие, куда приятнее видеть рубль, равновеликий доллару. Инвесторы же, биржевые игроки возрадуются, если доллар с утра будет стоить рубль, а к вечеру – 100. В общем, на всех не угодишь!
- По словам некоторых экспертов, рубль укрепился под влиянием двух факторов. Во-первых, благодаря увеличенному предложению валюты со стороны экспортеров, готовящихся к налоговым выплатам. Во-вторых, цена нефти марки Brent поднялась выше $96,5 за баррель. Насколько это важно в реальности?
- Подорожавшая нефть усилила профицит бюджета. Между ее ценой и курсом рубля давным-давно нет никакой связи. Так что это чисто конъюнктурный фактор, равно как и подготовка к налоговому периоду. Когда период пройдет, доллар вернется в объективно обусловленную точку. Да, раньше рубль был крепко привязан к нефти, поскольку экономика и внешняя торговля была значительно менее диверсифицированной. А сегодня страна торгует далеко не только нефтью и газом, экспортируя и зерно, и продукты, и вооружение...
- Стоит ли гражданам покупать иностранную валюту прямо сейчас?
- Прошли те времена, когда люди уходили в доллары и евро, поскольку жили в постоянном ожидании девальвации рубля и потери своих сбережений. Да, вы можете уберечься от инфляции, покупая иностранную валюту, но надо понимать: банк вам ее продает по своему внутреннему, более высокому курсу, а возвращать рубли придется по низкому курсу покупки. И это сравнимо с потерями от инфляции: вы ничего не выигрываете.
Сегодня ни доллар, ни евро, ни юань, ни тем более другие валюты не могут считаться надежным инструментом для сохранения рублевых средств. Смысл покупать валюту есть лишь в одном-единственном случае – если вам предстоит поездка за границу, в страну, где отечественная платежная карта не работает.