В письме вице-премьеру Дмитрию Григоренко представители АКОРТ, участниками которой являются крупнейшие российские торговые сети, попросили правительство включить алкоголь в перечень товаров, разрешенных для параллельного импорта в Россию.
Поскольку некоторые мировые поставщики спиртного уже покинули российский рынок или объявили о своем уходе в ближайшее время, отечественные потребители могут столкнуться с дефицитом привычных спиртных напитков — особенно элитной категории.
«Заместить эти товары не представляется возможным — нет аналогов и технологий, чтобы наладить их производство. Приверженность россиян к конкретным брендам в данном сегменте значительно выше, чем в других товарных группах. Дистрибьюторы работают на остатках товара, активно сокращая ассортимент. Новых поставок не заявлено»,— отмечают инициаторы предложения.
Хотя официальная статистика по внешней торговле не публикуется с весны, оптовые и розничные импортеры бьют тревогу, утверждая, что по итогам первых шести месяцев ввоз крепких алкогольных напитков в Россию сократился на 34%. Сильнее всего просел рынок виски — на 48%. Импорт коньяка и бренди сократился на 11%, ликеров на 36%, джина — на 26%. Зарубежные закупки текилы, фруктовых дистиллятов и других категорий уменьшились на треть.
Правда, кризиса на рынке горячительного эксперты не ждут. По мнению директора Центра исследования федеральных и региональных рынков алкоголя Вадима Дробиза, отсутствие данных марок затронет образ жизни от силы каждого десятого россиянина, предпочитающего алкоголь премиум-класса, тогда как остальные потребители, предпочитающие спиртное попроще и подешевле, не заметят изменений.
Как полагает член Гильдии маркетологов, эксперт алкогольного рынка Руслан Брагин, следствием потери части импортной продукции может стать разделение потребителей на несколько категорий. Гурманы, настроенные на строго определенные торговые марки, согласятся переплачивать, чтобы насладиться вкусами излюбленных горячительных напитков. Другие станут дегустировать похожие, но более дешевые сорта спиртного, которые по качеству не будут сильно отличаться от оригинальных брендов. Третьим придется сопоставить размеры своего бюджета с возможностью приобретения качественных элитных алкогольных напитков и сделать выбор — что и за сколько покупать и пить.
Вместе с тем, принцип параллельного экспорта подразумевает закупку товара посредниками в третьих странах. В существующих условиях элитные марки алкоголя будут следовать в Россию через сопредельные государства, в частности, через Армению и Киргизию. Ряд спиртных напитков, в частности джин, отечественные производители вполне способны заменить собственными аналогами. Другие спиртосодержащие эликсиры, технология которых подразумевает применение злаков, ягод или фруктов, выращенных в определенных природных зонах планеты, замене не подлежат, поэтому их стоимость рискует взлететь в связи с усложнением логической цепочки — переходом нескольких границ, фискальных отчислений таможенным службам, оплате хранения и перевалочных работ. В результате стоимость привычных западных марок для конечного покупателя в России может вырасти в 2-3 раза.