- Энергетический кризис все настойчивее стучится в европейские двери. Жара и засуха требуют больших расходов энергии, а поставки топлива из России становятся все меньше. Как взаимосвязаны эти процессы?
- Проблемы с энергетическим обеспечением стран Старого Света существуют и без нарушений контактов импортеров с «Газпромом». Примером тому служат обнаруженные трещины в трубах циркуляции воды первого контура на французской АЭС Civaux, которые лишили местных потребителей сразу пяти гигаватт установленной мощности.
Восстановление работ зависит от стабильного охлаждения энергокомплекса. Для этих целей требуются водные ресурсы, но летнее обмеление рек, в которых нельзя обвинить ни «Газпром», ни Кремль, происходит в связи с природными, а не политическими обстоятельствами.
Однако, если не хватает воды, то и охлаждение атомных реакторов будет тормозиться, поскольку подобные процессы строго регламентированы и не предполагают спешки. В других условиях для охлаждения реакторов можно было бы прибегнуть к услугам сопутствующих электростанций, работающих на угле и мазуте. Однако сведенное к минимуму судоходное транспортное сообщение Рейна, из-за обмеления большинства европейских рек, осложнило поставки альтернативных углеводородов.
Водные транспортные артерии в такой климатической обстановке неспособны восполнить потребление не только электроэнергетического хозяйства, но и ставят под вопрос полноценную работу аграриев. К примеру, итальянские фермеры, вынуждены отказаться от орошения полей: в отсутствие собственных технологических мощностей, они предпочитают выливать буйволиное молоко на улицы, символизируя тем самым гибель многовековой отрасли.
А в Швейцарии из-за высокой температуры оттаял альпийский перевал, который на протяжении двух тысяч лет был покрыт льдом, что рискует обанкротить многие горнолыжные курорты страны.
- Другими словами, собственных энергоресурсов Европе для противостояния природным бедствиям категорически не хватает?
- Страны Старого Света испытывают ощутимый недостаток в альтернативных мощностях, способных заменить углеводородные станции для выработки требуемых объемов электроэнергии. Норвегия, на которую государства ЕС возлагали определенные надежды в замене сырьевых поставок из России, предупредила, что может ограничить экспорт электроэнергии в случае, если уровень воды в водохранилищах для гидроэлектростанций на ее территории останется на уровне ниже нормы.
- Уже видно, что европейцы бьют тревогу, или пока ситуация на топливном рынке континента выглядит относительно стабильной?
- Европейские подземные хранилища газа (ПХГ) заполнены в среднем на 70%. Теоретически, европейцы могут использовать уже зарезервированный на отопительный сезон газ для текущих нужд: топливо может пойти на кондиционирование сельскохозяйственных объектов и складов с продуктами, на обеспечение водой аграрных территорий и подготовку к сбору урожая. Однако нельзя забывать, что поставки российского газа в Европу находятся на минимальных уровнях, причем «заслуга» в сокращении экспорта в первую очередь лежит на континентальных клиентах «Газпрома», усложнивших доступ внутренних потребителей к дешевым российским энергоресурсам. Следовательно, когда наступит отопительный сезон — может так сложиться, что согреваться Европе будет нечем.
- Уже сейчас европейские котировки природного газа переливают за $2000. Каких цен можно ожидать до конца года?
- Европейский сырьевой рынок в настоящее время в большей степени определяется котировками, диктуемыми независимыми трейдерами: если участники тортовых площадок увидят тренд к сокращению поставок из России, которая является главным наполнителем европейского энергобаланса, то цена тысячи кубометров могут взлететь в два-три раза.
- Но ведь газ по $3000-5000 за тысячу кубометров в Европе никто не купит...
- Покупатели найдутся. В Азии, где не прекращается мощный экономический прорыв, даже несмотря на новые вспышки коронавируса, цены могут взлететь гораздо выше. Перекупая энергоресурсы у европейских потребителей на долгосрочной основе, азиатские страны обеспечат себе преимущество на экономическом рынке планеты. Потом они смогут продавать сырье обратно европейцам, настроенным категорически против торговых отношений с Москвой. Правда, Россия в таком случае, вряд ли получит сверхприбыль.