Речь идет об оптимизации государственной программы охраны окружающей среды, то есть об экономии бюджетных средств. Как говорится в пояснительной записке, бюджетные ассигнования на подъем и утилизацию затонувших и бесхозных судов в процессе оздоровления Волги «секвестированы». При этом в программе остается ликвидация или изоляция 15 «объектов накопленного вреда» в волжской акватории.
По имеющимся данным, на дне Волги залегают не менее (на самом деле, гораздо больше) 95 речных судов – главным образом баржи, дебаркадеры, прогулочные теплоходы и т.д. Считается, что они наносят вред окружающей среде, в том числе в воду проникают горючее и масла по мере ржавения корпусов и баков. Владельцы затонувших судов сплошь и рядом бросают их и всячески открещиваются, чтобы не платить за подъем.
Некоторая часть этого флота представляет историческую ценность. Самым знаменитым считается «Саратовский ледокол», построенный в 1895 году, участвовавший во многих исторических событиях (Гражданская и Великая Отечественная войны) и затонувший в конце 1960-х в черте города Саратова. «Саратовский ледокол» считается первым ледоколом в России и первым речным ледоколом в мире.