«На рынке молочных продуктов также продолжается стабильный рост, по итогам года прогнозное потребление молокопродукции достигнет 243 килограммов – в основном за счет сыра и сливочного масла», – говорится в исследовании. Все у нас хорошо и с овощами, которых люди съедают в год по 107-108 килограммов. За счет роста производства тепличных овощей (примерно на 5% в 1-м квартале по отношению к аналогичному периоду 2021 года) потребление становится более равномерным, без резких снижений в зимние месяцы. Не отказывают себе граждане и во фруктах: в этом году годовое потребление может достичь 64 килограммов на человека.
Вместе с тем, по данным компании «Ромир», доля расходов населения на питание постоянно увеличивается: на конец июля она достигла 31%. Это как раз можно объяснить общим снижением реальных доходов и стремлением сэкономить. Люди перераспределяют траты в пользу товаров первой необходимости и продуктов.
«Россияне меньше покупают товаров длительного пользования, но спрос на еду точно не упал. Другое дело, что цены заметно выросли, – говорит председатель правления международной Конфедерации Обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. – И я бы не стал брать в расчет такие экзотические категории, как мясо цесарок или перепелов, абсолютно не показательные в плане объемов. Следить надо за статистикой потребления говядины, свинины и курятины – основными источниками здорового белка для наших людей. А также за ситуацией с картошкой, борщевым набором, макаронами. Если там наблюдается рост, значит, все не так плохо».
Что касается структуры потребления, то по-настоящему адекватную оценку относительно ее «улучшения» могут дать только технологи Института питания. Существуют разные тонкости: например, рост потребления в группе «свинина» может быть связан с ростом спроса на мясные полуфабрикаты типа пельменей, где мяса в лучшем случае 30-40%. А вообще, резюмирует Янин, итоги исследования напоминают неуклюжую натужную попытку изобразить позитив на пустом месте.
«Это плохо соотносится с реальностью, с той же оценкой Центробанка, который указывает на общее снижение потребительской активности, с последними данными Росстата по динамике реальных располагаемых доходов: в первом квартале они упали на 1,2% в годовом измерении, во втором – на 0,8%, – рассуждает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. – Как вы себе это представляете: становясь беднее, люди тратят деньги на более дорогие продукты типа индюшатины?»
В принципе, в марте мог произойти кратковременный всплеск покупательской активности: россияне бросились в магазины, стремясь поскорей потратить дешевеющие рубли. Но сегодня на дворе абсолютно другие тенденции, и они нарастают с каждым днем. В июне спад ВВП усилился до 4,9% в годовом выражении после 4,3% в мае, а за второй квартал экономика потеряла 4%, подсчитали в Минэкономразвития. «Страна все глубже увязает в кризисе, продовольственная инфляция составляет десятки процентов (общая, в июле – 15,3%), при этом население питается все более качественно. Что за чудеса?» – недоумевает Николаев.
Свое объяснение этим «чудесам» предлагает аналитик TeleTrade Алексей Федоров. «Санкционный кризис, который переживает сейчас отечественная экономика, имеет ряд особенностей, – говорит эксперт. – С одной стороны, импорт обвалился, россияне ограничены в доступе к западным потребительским рынкам и возможностях отдохнуть за границей, розничные продажи упали на 9-10% в годовом измерении, а реальные заработные платы – примерно на 6% по состоянию на май. В этих условиях население «отыгрывается» на внутренних продовольственных товарах».
Действительно, подытоживает Федоров, инфляция подточила благосостояние людей, но подавляющее большинство не потеряло свои источники дохода, что в сочетании с рекордно низким показателем безработицы (3,9%) удерживает потребление продуктов на неизменно высоком уровне.