Путин запретил иностранцам уходить из российского ТЭК: эксперты обозначили риски

Доля зарубежного оборудования в отрасли по-прежнему высока

Западным компаниям, вложившим деньги в российскую электроэнергетику, а теперь желающим продать свои активы, придется подождать. Указ Владимира Путина, запрещающий иностранцам уходить из отечественного ТЭК, заморозил любые сделки с генерирующими предприятиями до конца года. С одной стороны, такой мораторий на время удержит в отрасли зарубежных инвесторов. С другой, заставит европейцев дать полный отчет об уже выполненной и будущей технологической поддержке энергетических проектов на территории нашей страны.

Доля зарубежного оборудования в отрасли по-прежнему высока

В первую очередь, запрет коснется итальянской Enel и финской Fortum, которые уже анонсировали продажу долей в своих российских активах. Первая собралась расстаться с контрольным пакетом «Энел Россия», в состав которой входит три районные и две ветряные электростанции. Вторая решила избавиться от целой сети теплеэлектроцентралей на Урале и в Западной Сибири, нескольких станций, работающих на возобновляемых источниках энергии, а также блокпакета в ТГК-1, которая является ведущим производителем электричества в Северо-Западном регионе нашей страны.

Как финны, так и итальянцы уже наметили покупателей на свою собственность. Более того, Fortum заручится согласием пула потенциальных клиентов, а Enel даже заключила предварительные соглашения с будущими владельцами генерирующих предприятий. Однако в соответствие с указом президента, запрещающего иностранцам проводить любые операции с сырьевым и энергетическим имуществом в России без специального правительственного разрешения, теперь уже практически согласованные сделки оказались заморожены.

«Упор властей на сохранение на территории нашей страны активов зарубежных компаний, особенно в стратегических энергообъектах, сделан неспроста, — уверен инвестстратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — Запад в последнее время занимается активной конфискацией российской собственности в своей юрисдикции. Для Москвы вполне разумно сохранить под своим контролем ряд европейских активов, чтобы при случае нанести ответный адекватный удар». Кроме того, существует и финансовые обстоятельства, которые мешают зарубежным компаниям оперативно реализовать генерирующие предприятия. В частности, как утверждают отраслевые источники, главным условием продажи акций «Фортума» является погашение до конца года крупного долга перед финским материнским холдингом. Не исключено, что вопрос урегулирования этих обязательств напрямую повлиял на перенос сроков сделки.

Впрочем, повальный выход западных инвесторов из российского ТЭКа может обернуться другими долгосрочными и достаточно болезненными неприятностями. По словам руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, Enel и Fortum не только предоставляли России доступ к передовым технологиям в области электроэнергетики, а также поставляли комплектующие и специалистов, но и занимались обслуживанием сверхсовременного оборудования. «Теперь в нашем ТЭКе возникают серьезные технологические риски, так как в отечественной энергетике используются в основном импортные установки и агрегаты: из-за рубежа поступает более 20% паровых турбин, почти 50% трансформаторов и практически весь парк газовых турбин. Когда из России уходят западные компании, а санкции ограничивают поставки, техногенная устойчивость сектора постепенно нарушается. Минэкономразвития только к 2030 году планирует полностью импортозаместить некоторые направления энергетической сферы. Запрет на выход иностранного капитала — мера, позволяющая не допустить коллапса в отечественной энергетике в ближайшее время», — отмечает эксперт.

Более того, сбои в полноценном обеспечении электричеством грозят отрицательно сказаться на сбалансированной работе других важных секторов экономики и потребительской сферы, в том числе, на сельском хозяйстве, добыче металлов и углеводородов, производстве готовой продукции. «Сохранение долей за западными компаниями способствует использованию наработок для поддержки и обслуживания оборудования в условиях существующих ограничений. Получаемую в России прибыль иностранцы могут инвестировать в создание новых мощностей, что будет подкреплено юридическими обязательствами в рамках действующих соглашений. Соответственно, можно предположить, что срок запрета на продажу западными владельцами российских активов будет продлен и после 31 декабря 2022 года», — считает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28843 от 10 августа 2022

Заголовок в газете: Свет клином не сошелся

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру