По словам Коити Хагиуда, он уже лично обратился с соответствующей просьбой к главе Mitsui, а в ближайшее время поговорит по этому вопросу с руководством Mitsubishi. Фактически чиновник дал официальный ответ на постановление правительства России от 3 августа о создании фирмы «Сахалинская энергия», которая будет являться чисто российским юридическим лицом и станет новым оператором «Сахалина-2» вместо нынешней Sakhalin Energy, в которой Mitsui и Mitsubishi обладают 12,5% и 10% акций (на «Газпром» приходится контрольный пакет). В течение месяца зарубежные акционеры должны были согласиться принять доли в новом ООО пропорционально долям в прежней компании. Другой зарубежный участник проекта — британская Shell (27,5%) — еще в конце февраля объявил о выходе из «Сахалина-2».
В рамках проекта «Сахалин-2» осваиваются два нефтегазовых месторождения на северо-востоке сахалинского шельфа — Пильтун-Астохское (нефтяное) и Лунское (газовое). Инфраструктура включает три морских буровых платформы, береговой технологический комплекс, терминал отгрузки нефти и завод по сжижению природного газа проектной мощностью 9,6 млн тонн в год. В Токио неоднократно заявляли о значимости проекта, который дает стране почти 10% всего притока сжиженного «голубого топлива». Долгосрочные контракты на поставку СПГ с «Сахалина-2» заключены с рядом японских энергетических компаний вплоть до 2033 года. Так, с Hiroshima Gas контракт действует с 2008-го по 2028 год, с Tokyo Gas – с 2009-го по 2031 год, с Toho Gas – с 2009-го по 2033 год.
«У японцев есть одна особенность: они долго присматриваются к проекту, изучают перспективы. Но если уже вошли в него, уйти им крайне тяжело. Хотя Запад на этом настаивает, — говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Альтернативы «Сахалину-2» у Токио нет, поскольку транзит СПГ с российского острова на японскую территорию занимает не более суток. Контракты подписывались в момент запуска проекта и имеют льготный характер, цены для Японии одни из самых низких на фоне общего импорта СПГ в страну». Если Токио расстанется с «Сахалином-2», ему придется покупать СПГ у других поставщиков на спотовом рынке по краткосрочным контрактам. Там, по словам Юшкова, цены значительно выше, равно как риски, связанные со стабильностью и оперативностью поставок.
«Для японских компаний инвестиции в проект давно окупились, терять настолько высокодоходный актив они не готовы, — отмечает замдиректор Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — В случае расторжения контрактов пострадает энергобезопасность страны, так как заменить российский газ спотовыми поставками физически невозможно».
На взгляд руководителя Центра развития энергетики Кирилла Мельникова, государства Азии, даже из числа «недружественных», в целом более рационально подходят к антироссийским санкциям, нежели коллективный Запад. Для них главное — минимизировать собственные потери. Для Японии очевидно: разрыв с «Сахалином-2» усилит позиции Китая, который не упустит шанса стать акционером и покупателем сахалинского газа. У Токио перед глазами судьба Южно-Киринского месторождения: газ с него изначально предназначался для расширения «Сахалина-2», но после попадания под санкции США в 2015 году «Газпром» решил направить сырье по газопроводу в Китай. В свою очередь, финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов напоминает, что из-за энергокризиса в Европе летние цены на СПГ в Азии выросли за последние годы почти в десять раз. И если компании Mitsui и Mitsubishi откажутся от участия в проекте, то сахалинский газ будет перенаправлен на азиатский континент, главным образом в Поднебесную.
«Япония известна своей прагматичностью, ее экономические интересы традиционно берут верх над политическими резонами, — говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — Проект «Сахалин-2» обеспечивает поставки СПГ в Страну восходящего солнца по ценам вдвое ниже, чем на спотовом рынке в Азии. Плюс это доходы от самих инвестиций, рабочие места, заказы для японских производителей оборудования. С чисто экономической точки зрения абсолютно не важно, кто оператор проекта, даже если это российская компания. Для Mitsui и Mitsubishi нет никакого смысла расставаться с «Сахалином-2». Тем более, само правительство прямо просит их этого не делать».
Между тем в Германии, которая располагается на другом полюсе геополитического противостояния Москвы с «недружественными странами» и многие компании которой также отказались вести бизнес с российскими партнерами, сообщают о неуклонно растущем объеме торговли с нашим государством. Несмотря на введенное Евросоюзом эмбарго на уголь, золото, сталь и водку, двусторонний товарооборот набирает силу — за счет высоких цен на газ. Как пишет Die Welt, в июне Берлин заплатил за российское «голубое топливо» €3,5 млрд, что на 5% больше майского показателя, а если сравнивать с июнем 2021 года, то прибыль от продажи этого вида сырья увеличилась на 39%.