В середине июня объем ввезенных (по ПИ) товаров оценивался в сумму около $2 млрд. За полтора месяца он вырос в два раза, заметил сейчас Решетников. Еще одна, крайне значимая, но скупая информация от министра промышленности Дениса Мантурова: основный объем параллельного импорта — это «запасные части для автомобилей и потребительская продукция, которая поступает в магазины».
Напомним, механизм ПИ предполагает использование международного принципа исчерпания авторских прав и позволяет ввозить товары без согласия правообладателя как только продажи стартовали в любой стране мира. В России ПИ легализован на период до конца года, в список охваченных им товаров представлено 96 позиций по более чем 50 категорий продукции. Но одно дело список, и совсем другое — реальная практика и реальная структура поставок.
Согласно данным Федеральной таможенной службы, по итогам 2021 года российский импорт вырос на 26,5% по сравнению с показателем 2020-го и достиг $296,1 млрд. Около половины (49,2%) составили закупки автомобилей, оборудования и продукции химической промышленности, в основном в Китае, Германии, Франции, Италии и Польше. Что касается года текущего, то в первом полугодии, по данным ЦБ, импорт составил 161,1 млрд (падение на 6,5% год к году). А во втором квартале — $72 млрд, сократившись на 22,4%. Если судить по этой статистике, то ни о каком катастрофическом обвале из-за санкций речи нет. На этом фоне озвученные Решетниковым текущие показатели по параллельному импорту выглядят, мягко говоря, неубедительно.
Между тем, в начале мая, когда механизм только запускался, эксперты и правительственные чиновники говорили о $100-120 млрд — примерно на эту сумму, по их тогдашним оценкам, поступит в Россию зарубежных товаров по ПИ по итогам года. Уже понятно, что прогноз не сбудется: темпы наращивания объемов недостаточны.
«Пока трудно подводить даже промежуточные итоги. То, что мы имеем на сегодняшний день, не назовешь ни безусловным успехом, ни абсолютным провалом: сейчас идет экстенсивное освоение параллельного импорта, а дальше начнется естественное торможение, — рассуждает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Но очевидно, что безудержный ура-патриотизм по поводу происходящего не имеет под собой оснований: получить к концу года заявленный оптимистами объем в $100-120 млрд не удастся. Основная причина — сложности с выстраиванием транспортно-логистических цепочек».
Да, ПИ заработал, и это само по себе достижение. Однако есть ряд серьезных проблем, в частности, однобокость, малая диверсификация. В структуре поставок по параллельному импорту преобладают запчасти для автомобилей, отмечает собеседник «МК». Это значит, что многие производства, за исключением автопрома, ущемлены, что они находятся под постоянным риском дефицита предложения, износа и поломок техники, непоставок. Уровень импортозависимости в той же пищевой, легкой промышленности, в текстильной индустрии доходит до 80%. Разве этим отраслям не требуются комплектующие? Разве населению не надо ежедневно питаться и ежедневно что-то надевать на себя?
«Еще один абсолютно недопустимый изъян — отсутствие гарантийного обслуживания и сервисного сопровождения, — говорит Масленников. — Он критичен для промышленников, но он очевиден и для рядовых потребителей. Когда вы покупаете ноутбук с клавиатурой, на которой нет кириллицы, вы ее сдаете в мастерскую на лазерную гравировку. А это считается нарушением целостности изделия и не подпадает под гарантию даже по нашим внутренним нормам. Ну и зарубежный производитель, традиционно обеспечивающий гарантию, в случае с ПИ умывает руки. Со временем острота проблемы будет только усиливаться, соответственно, правительство должно всячески стимулировать развитие постпродажных сервисов».