В том, что его одобрят, сомнений нет: авторами являются депутаты от фракции «Единая Россия». В пояснительной записке они напоминают, что в феврале 2022 года вступил в силу закон, гарантирующий должникам сохранение средств в размере ПМ. Но касается он только тех, у кого взыскание долгов происходит через судебных приставов: работодатели и ПФР — не в счет. Таким образом, нынешний документ («Об изменениях в закон «Об исполнительном производстве») можно назвать скорректированной, усовершенствованной версией февральского.
Если взыскатель предъявляет исполнительный документ в «организацию, выплачивающую должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные платежи, указанная организация обязана после удержания долгов обеспечить сохранение за гражданином-должником ежемесячно денежных средств в размере прожиточного минимума». Собственно, это и есть суть законопроекта.
Как уверяет один из авторов, депутат-единоросс Наталья Костенко, теперь права абсолютно всех категорий граждан на сохранение ПМ будут защищены. Но пенсионеров с их мизерными пенсиями — в первую очередь. Согласно данным Федеральной службы судебных приставов (ФССП), в 2020 году более 1,3 млн пожилых людей были должниками в рамках исполнительного производства. Всего же просрочка в совокупном размере 900 млн рублей числится за 8 млн россиян. Если говорить о людях работающих, то сегодня кредиторы предпочитают обращаться не к приставам, а напрямую в бухгалтерию организации, где трудится должник. Получается, на этом поле они уже не смогут претендовать на сумму в размере ПМ, которая становится неприкосновенной. Напомним, прожиточный минимум в целом по стране составляет 11950 рублей, для трудоспособного населения — 13026, для пенсионеров — 10277 рублей. Право на сохранение ПМ не распространяется на случаи взыскания алиментов, возмещения причиненного здоровью вреда или ущерба от преступной деятельности.
«В целом инициатива вполне разумная: списания по долгам нередко полностью обнуляют счета заемщиков, оставляя их без копейки, - рассуждает доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Сергей Смирнов, - Но я всегда был сторонником адресного подхода. Кто-то может оказаться в тяжелой долговой ситуации по независящим от него обстоятельствам: закрылось предприятие, потерял работу. А ведь есть еще злостные, сознательные неплательщики, есть люди с плохой кредитной историей».
На взгляд собеседника «МК», законопроект следовало бы каким-то образом дифференцировать: условно, прописать положения, согласно которым кому-то из должников (в зависимости от каждого конкретного случая) можно оставить 80% от прожиточного минимума, кому-то — 100%, а кому-то — 50%. Разумеется, мороки здесь больше, зато будет соблюден принцип социальной справедливости. Почему от недобросовестных заемщиков должны страдать кредиторы, в том числе банки? При этом Смирнов подчеркивает, что новый документ касается отнюдь не только пенсионеров. Он защищает людей любых возрастов — хоть 25-летних, хоть 80-летних.
«Новый законопроект исправляет недоработки, которые присутствуют в ранее принятых документах, направленных на защиту ПМ, - говорит председатель Совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев. - Но замечу, что с внедрением цифрового исполнительного производства все эти процессы будут предельно автоматизированы и не потребуют лишних усилий ни от одной из сторон. Как только цифровая система заработает в полную силу, достаточно будет подавать заявление в одну точку — судебным приставам. И уж они сами будут управлять всем процессом».