Напомню, вчера в Стамбуле официально начал работу Совместный координационный центр, который будет контролировать процесс вывоза зерна из портов Украины. Договоренности об этом были достигнуты 22 июля в столице Турции. В Стамбуле были подписаны два документа, которые должны работать в едином пакете.
Первый – это соглашение о вывозе зерна с Украины по заранее согласованному коридору, которое подписали РФ, Турция, Украина и ООН. Второй — это меморандум о взаимопонимании по экспорту российской сельхозпродукции и удобрений на мировые рынки, подписанный РФ и ООН. Украинское зерно будет вывозиться по Черному морю из трех портов, в том числе из Одессы. Документ о его вывозе будет действовать 120 дней. Интересно, что Украина отказалась подписывать с РФ какие-либо документы, так что было подписано два «зеркальных соглашения»: между Россией, Турцией и ООН и между Украиной, Турцией и ООН. Ранее заявлялось, что в портах Украины «застряло» более 25 миллионов тонн зерна. Но по этому поводу, считает Андрей Суздальцев, есть сомнения.
- Ранее вы высказывали довольно критические замечания в связи с заключением «зерновой сделки». А что с ней не так?
- Там две проблемы. Во-первых, Запад почему-то интерпретирует эту сделку так, что Российская Федерация, якобы, взяла на себя обязательство вообще не трогать украинские порты. И любая ракета, прилетевшая в порт, по их мнению, нарушает соглашение и препятствует вывозу зерна. Так что есть опасения, что это соглашение будут использовать для того, чтобы обезопасить порты Украины.
Кроме того, есть подозрения, что на самом деле зерна на Украине осталось немного. Заявленные Зеленским 25 миллионов тонн – это какая-то странная цифра. Украина обычно начинает торговать зерном нового урожая еще в конце августа. Вывозит она его всю осень и зиму. Урожай 2021 года там практически полностью вывезен. А его остатки вывозили сухопутным путем в Румынию и Польшу. Так что непонятно, откуда там взялись 25 миллионов тонн?
Второй момент: сухогрузы, которые будут приходить за зерном в украинские порты, вполне могут везти в своих трюмах оружие. Сейчас говорят, что Запад собирается поставить Украине танки «Абрамс». Это тяжелая техника, которую проще возить морем. Но продавлено решение, что досмотр судов будет проводить специальная совместная контрольная группа на якорной стоянке у входа в пролив Босфор. В принципе, вариант с перевозкой оружия закрыли. Провезти в Одессу оружие при таком контроле будет трудно.
- Зачем сегодня наш МИД опять напомнил о пакетном характере соглашений?
- Этот вопрос тоже вызывает тревогу. Соглашение о снятии ограничений с российского экспорта подписано между Россией и ООН. Какие это ограничения? Санкции не касаются поставок российского продовольствия на мировой рынок. Однако есть ограничения на логистику и на страхование этих перевозок. Согласно соглашению с ООН, эти санкции будут сняты. Вот это вызывает очень большие сомнения. Потому что ООН санкции не вводила. Их вводили США и ЕС. Причем здесь ООН? Возможно, есть какие-то закрытые договоренности. Но вот это вопрос очень «мутный».
- Вы считаете тот контроль, о котором договорились, достаточным для того, чтобы предотвратить поставки оружия и военной техники?
- Контроль будет. Вопрос о поставках оружия закрыт. Мы добились этого. Мы также разъяснили, что зерновая сделка никак не касается нашей спецоперации. Мы не бомбим, не обстреливаем зерновые терминалы. В одесском порту крупный современный терминал, и ни одной ракеты туда не попало и не попадет. Но рядом там оказались военные суда, ракеты «Гарпун». Это такая традиция у них – прятаться в домах, среди населения, теперь - за зерновым терминалом. Но меня больше всего беспокоит пакетное соглашение, потому что оно очень невнятное.
- Означает ли это соглашение наш отказ от взятия Одессы?
- Абсолютно не означает. Соглашение действует 120 дней. Осенью, может быть уже мы будем вывозить зерно украинских фермеров из Одессы, как сейчас вывозим из Бердянска.