— Это соглашение между Ираном и Россией — результат переговоров на высшем уровне, — говорит Олег Михайлович. — Иран дольше всех переживает санкции — уже более 40 лет. А мы - «чемпионы» по количеству введенных против нас санкций. Несмотря на санкции, Иран развивает экономику, электронику. Они использовали введенные запреты как шанс поднять инновационные проекты. Производят то, что мы за последние 30 лет перестали делать, благодаря нашим «эффективным менеджерам», которые думали только о том, как бы набить «собственный карман».
Иран нам может во многом помочь, по-братски поделиться в этот сложный для нас период запчастями и комплектующими для наших отечественных самолетов.
Они, видимо, помнят, как мы в конце 90-х протянули им руку помощи, когда на них наложили санкции и остановили у них все полеты западных гражданских самолетов - «боингов» и «эрбасов». Я лично участвовал в этом деле.
Мы организовали сводный отряд из 150 пилотов и 50 самолетов Ту-154. И полностью прикрыли иранские объемы перевозок. А страна-то большая — 90 миллионов человек. При этом большинство аэродромов - горные, очень сложные с точки зрения расположения, с неважным наземных радилокационным оборудованием. Для пилотов это был сложнейший участок. Но мы отработали в Иране почти десять лет без единого летного происшествия.
Наши пилоты и инженеры показали класс. И иранцы показали класс, взяв в «мокрый лизинг» наши самолеты вместе с экипажами, инженерами и техниками. Мы базировались в Мешхеди — втором по численности населения городе Ирана. Летчикам была предоставлена хорошая гостиница, организовано питание. То есть созданы все условия для того, чтобы мы занимались летной работой. Мне приходилось неоднократно там бывать на переговорах, производить проверки. Мы помогали иранцам вплоть до 2010 года. Выполнили задание нашего правительства о помощи Ирану. У нас остались тесные связи с авиационной администрацией Ирана. Теперь они нам будут помогать.