Как говорится в сообщении НК «Роснефть», сразу на пяти кустах Пайяхского кластера проекта «Восток Ойл» дан старт эксплуатационному бурению. Бурение скважин здесь будет вестись с применением уникальных буровых комплексов в северном исполнении, которые построены на российских машиностроительных заводах специально для работы в суровых условиях Крайнего Севера.
Такие буровые установки оснащены оборудованием и системами верхнего привода мощностью более 70 кН/м, что дает им преимущества по скорости и глубине бурения. Установки грузоподъемностью 400 тонн способны бурить скважины протяженностью до 6 000 метров. В ходе реализации проекта «Восток Ойл» планируется задействовать порядка 100 таких буровых установок.
А отправить все добытые богатства уже совсем скоро можно будет через приемо-сдаточный пункт нефти в порту «Бухта Север». Старт его строительству и возведению основного грузового причала для морских судов дан на днях. Работы начались вблизи городского поселения Диксон на севере Красноярского края.
Нефть в порт «Бухта Север» будет доставляться по строящейся нефтепроводной системе с месторождений Пайяхского и Ванкорского кластеров. Общая протяженность магистральных нефтепроводов составит около 770 км. С использованием инфраструктуры первой очереди объем перевалки нефти через морской терминал порта «Бухта Север» планируется довести до 30 млн тонн в год, с последующим поэтапным выходом на общий объем перевалки до 100 млн тонн в 2030 году.
На первом этапе строительства возводятся три грузовых и два нефтеналивных причала общей протяженностью почти 1,3 км, приемо-сдаточный пункт с 27 резервуарами объемом 30 000 куб. м. каждый, а также технологические объекты и сооружения вспомогательной инфраструктуры.
«Роснефть» целенаправленно и успешно реализует проект «Восток Ойл», отметил доцент Финансового университета при Правительстве РФ Леонид Крутаков. Уже построена часть объектов инфраструктуры, ведется эксплуатационное бурение, строится нефтеналивной терминал «Бухта Север». Передовые инженерные решения, применяемые на проекте, позволят обеспечить объекты «Восток Ойл» электроэнергией за счет собственной генерации - как газовой, так и ветряной. Это снизит углеродный след проекта до минимальных значений. Для «Восток Ойл» строятся специальные танкеры ледового класса, которые по Северному морскому пути будут перевозить нефть на мировые рынки, что позволит гибко менять логистику и избавит проект от какого-либо ценового и регуляторного диктата потребителей.
Крутаков называет очевидным то, что внешние экономические факторы, причиной которых является агрессивная политика стран Запада в отношении России, не смогли оказать сколь-нибудь значимого влияния на проект. «Объясняется это очень просто: в то время как западный мир пребывал в состоянии "зеленой" истерии и своими руками рушил созданную за многие десятилетия сложнейшую структуру мировой энергетической отрасли, «Роснефть» планомерно занималась созданием и внедрением инновационных технологий, финансировала научные исследования, разрабатывала собственное программное обеспечение. Нефтегазовая отрасль не работает "по щелчку". Нужны инвестиции, время на реализацию новых и расширение действующих проектов. Это время Западом безвозвратно упущено. Вот уж действительно, правильно говорится: "не плюй в колодец…". В данном случае - "в скважину», - отметил эксперт.
Уже в эту летнюю навигационную кампанию по Северному морскому пути в порт города Дудинка двумя судами доставили партию модулей для строительства вахтовых жилых комплексов на объектах «Восток Ойл». 545 современных модулей будут установлены в порту «Бухта Север», в аэропорту Норильска, а также в районе головной нефтеперекачивающей станции «Пайяха».
В общей сложности с учетом навигации по реке Енисей в порты Дудинка, «Бухта Север», производственные базы «Точино», «Караул», «Таналау» и на объекты Ванкорского кластера планируется завезти более 600 тысяч тонн грузов и стройматериалов. По Северному морскому пути в летнюю навигацию планируется доставить около 200 тыс тонн грузов - специализированную технику, трубную продукцию и все необходимое для строительства первоочередных объектов «Восток Ойл».
Отметим, по мере роста темпов строительства «Восток Ойл» растет загрузка логистических артерий. По итогам навигации в июне перевозчики Енисейского бассейна задействовали 143 единицы флота, что почти на треть больше, чем в прошлом году. На текущий момент в ходе летней навигации на объекты «Восток Ойл» доставлено более 300 тыс тонн грузов.
«Восток Ойл» - крупнейший инвестиционный проект в мировой нефтегазовой отрасли с ресурсной базой свыше 6 миллиардов тонн премиальной малосернистой нефти. В него входят 52 лицензионных участка на севере Красноярского края и в ЯНАО, на которых расположены 13 месторождений нефти и газа, в том числе месторождения Ванкорского и Пайяхского кластеров.
Низкие удельные затраты на добычу, а также низкий углеродный след, уровень которого на 75% меньше, чем у других новых крупных нефтяных проектов в мире, делает «Восток Ойл» одним из самых перспективных добычных нефтяных проектов в мире.
По словам ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников России Рустама Танкаева, на территории России имеется три крупнейших нефтегазоносных региона, совокупная доля запасов которых составляет около 70% от всех ресурсов нефти и газа на планете. При этом наибольшие запасы сосредоточены на шельфе и побережье Карского моря – до 50% от общемирового объема.
«На «Восток Ойл» приходится около 15% этих ресурсов. То есть, по сути, это настоящая мировая кладовая углеводородов. Подобных ресурсов больше нет нигде в мире. Это действительно «спасительный ковчег мировой экономики». В том, что работа на проекте идет по намеченным планам с высокой результативностью, нет ничего удивительного. У «Роснефти» накоплен колоссальный опыт реализации подобного рода проектов: компания уже успешно эксплуатирует Ванкорский кластер месторождений, который стал своеобразным полигоном для испытания новых технологий. Успешное освоение Ванкора и накопленный на этом проекте опыт позволили «Роснефти» успешно запустить «Восток Ойл» даже в таких непростых внешнеэкономических условиях», - рассказал Танкаев.