О том, что падение цены на лес (так строители почти всегда называют пиломатериалы) повлияло на стоимость возведения домов, рассказала журналистам сопредседатель правления Ассоциации деревянного домостроения Юлия Юрлова. Один из базовых параметров — цена доски за кубометр на пилораме — сейчас, по ее словам, держится на уровне 13–17 тысяч рублей.
Однако дальнейшее снижение маловероятно, подчеркнула эксперт: пилорамы на этой точке «упираются» в цену леса-кругляка, а ниже себестоимости продавать товар никто не будет.
Напомним, бизнес обычной пилорамы (которые существуют практически в каждом сельском районе в лесной зоне России) состоит в почти безотходной разделке леса-кругляка: доски и брусья любой толщины и ширины изготавливают по заказу на месте, цена исчисляется за кубометр и поэтому не зависит от калибра доски. Здесь цена действительно быстро реагирует на изменение конъюнктуры: в конце февраля 2022 года началось повышение, потом все отыгралось назад.
Однако более тонкие, чем обычные доски, элементы деревянного домостроительства — например, шпунтовая половая доска, отделочные элементы из благородных пород деревьев, лестницы, вагонка — делаются на специализированных предприятиях. На них цена определяется так же, как на все остальные материалы для строительства и отделки. И здесь цены до уровня февраля 2022 года не опускались (по крайней мере, пока).
— Шпунтованная половая доска как стоила зимой 3000 за штуку, так и стоит, — рассказал «МК» Андрей, руководитель бригады строителей в Ярославской области. — Имитация бруса, вагонка — то же самое. И OSB также не подешевел.
Панели OSB, которые так похожи на гигантские древесно-стружечные плиты, за прошлый год, напомним, подорожали более чем вдвое. Плиту размером 2,5 на 1,25 метра и толщиной 12 мм сейчас оценивают в 750–850 рублей, тогда как полтора года назад во многих местах они продаются по 500 р. Тем не менее, рассказал Андрей, их берут из-за удобства и быстроты возведения каркасных домов с такой обшивкой.
Бригадир рассказал, что подешевели в целом не только доски, но и металл: саморезы, гвозди и тому подобные скобяные изделия. Причина, похоже, та же: сотрудники магазинов соотносят с падением цен то, что на российский металл уменьшился внутренний спрос.
Но есть кое-что не подешевевшее (а в некоторых магазинах и немного подорожавшее). Это цемент, необходимый для возведения фундамента даже деревянного дома. 50-килограммовый мешок М500 как стоил около 500 рублей, так стоит и сейчас. А также пеноблоки и другие бетоноизделия.
— Подешевеет или нет, считайте сами, — рассуждает бригадир. — Лес — это примерно треть стоимости небольшого деревянного дома, например гостевого. Вторая часть — железо, кровля, электрика и другие подобные вещи. Третья — работа бригады. Обычно строители стараются подобрать все три величины в уровень. Но сейчас работа может стать дороже. Хорошо, леса много. Но людей мало, особенно тех, кто работает сейчас по срубам.
Маленький, но приличный дом «в три окошечка» в сельской местности можно построить примерно за два миллиона, рассказал бригадир. Эта цена не изменилась за последние месяцы, потому что загрузка самих бригад сейчас максимальная.
— Мы работаем сразу на нескольких объектах, чтобы не заставлять людей ждать, — сообщил Андрей.
Добавим, что интерес к массовому строительству деревянных домов, долгие годы спавший, может вскоре проснуться. В частности, потому, что можно взять на такой дом ипотеку по льготной ставке. Если, конечно, бригада работает «в белую», а состояние дома (или проект деревянной новостройки) устроит банк.
Зато удешевление строевого леса может оживить казавшуюся несколько завиральной раньше технологию — строительство из деревянных элементов многоэтажных домов. Соответствующую дорожную карту развития деревянного домостроения до 2024 года утвердили Минстрой и МЧС.
Правда, из обычных бревен и досок эти многоэтажки строить не будут — планируется применять клееный брус и шпон промышленного изготовления. А эти материалы далеко не чемпионы по удешевлению.