В самом Банке России возвращение к деньгам из «лихих 90-х» объяснили подорожанием металла и появлением технологий, которые позволяют снизить износ купюр. «В нулевые годы эти банкноты находились в активном обращении, но быстро изнашивались, — сообщил Сергей Белов. — Поэтому было принято решение заменить их на монеты. И хотя в производстве они дороже, но мы выиграли за счет большей долговечности металлических денег». Сейчас изменились технологии, например, банкноты можно лакировать, что позволяет увеличить срок их службы на 30%. Как отметил зампред ЦБ, чеканка монет номиналом 10 рублей оказалась затратной. Металлические деньги плохо возвращаются в обращение — люди попросту предпочитают держать их дома. Магазины с этим согласны: металлические деньги сложнее хранить. Однако раньше это никого не смущало. Неожиданность такого шага привела к поиску скрытых причин решения Центробанка. К примеру, управляющий директор Trade123 Владимир Рожанковский заявил, что возобновление печати десятирублевой и пятирублевой купюр может привести к инфляции. По его мнению, если власти оставят монеты и «сверху» еще напечатают десятирублевые банкноты, то это будет означать эмиссию, - что очень плохо для экономики, поскольку может подтолкнуть вверх инфляцию, если не утилизировать часть монет. А сделать это сложно как раз потому, что в условиях большого распространения безналичных платежей монеты люди часто хранят дома.
Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин полагает, что возвращение к печати 10-ти и 5-ти рублевых купюр может быть связано с подорожанием металла из-за налогового маневра в металлургии, в результате которого бумажные купюры оказались дешевле металлических. Нужно отметить, что монеты в России действительно изготавливаются из различных сталей и сплавов. Например, один рубль создается из медно-никелевый сплава, два рубля - это сталь с гальваническим никелевым покрытием... Директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков предположил, что, возможно, после введения санкций один или несколько компонентов для сплавов доставать стало сложнее, поэтому ЦБ и принял решение вернуться к бумажным купюрам.
Между тем, наученные горьким опытом многочисленных финансовых катаклизмов россияне в любом действии властей с деньгами ищут дополнительный скрытый смысл. Кто-то считает, что это сигнал нашим «недругам» о том, что с российскими финансами все в порядке, несмотря на санкции. Кто-то видит в этом подготовку будущей денежной реформы, в результате которой якобы могут отказаться от купюр высокого номинала (5 тысяч рублей). В соцсетях чаще всего обсуждается версия высокой инфляции: дескать, цены растут так стремительно, что монеты «просто не успевают чеканить». «Связь с инфляцией действительно есть, но не в этом, — говорит главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — А в том, что из-за роста цен металла, оборудования, материалов, работ , производство монет становится дороже, оно менее выгодно, чем производство бумажных банкнот». Дорожает электроэнергия, возрастают и транспортные расходы, связанные с перевозкой монет, растут затраты на рабочую силу. При этом, как утверждает главный специалист отдела брокерских операций ИК «ИВА Партнерс» Артем Клюкин, очевидно, что ЦБ не ждет существенного разгона инфляции, поскольку в таком случае потребность в монетах и купюрах низкого номинала, наоборот, сократилась бы – просто не было бы таких цен, для оплаты по которым требовались бы мелкие купюры.
Более того, по мнению главного научного сотрудника Института экономики РАН Игоря Николаева, ЦБ вводом 10-ти и 5-ти рублевых купюр пытается снизить инфляцию. «Неафишируемый мотив заключается в том, что с помощью такого шага Банк России хочет охладить все еще достаточно высокие инфляционные ожидания населения и таким образом оказать опосредованное воздействие на рост цен», — утверждает он. Когда вводят в оборот купюры номиналом такого небольшого достоинства, это имеет своего рода психологическое воздействие: словно идет возврат к тем ценам, которые были давно-давно, когда за 10 рублей еще можно было в отличие от сегодняшнего дня что-то купить. По мнению экономиста, это воздействие на инфляционные ожидания с помощью даже не вербальных интервенций, а конкретных инструментов, которые каждый гражданин может увидеть и подержать в руках.