По их словам, вылазка в любой европейский город способом «наземный переход +самолет» будет не доргой и быстрый, если сразу понять, в каком месте вам имеет смысл пересекать российские рубежи.
— К примеру, вам нужно в испанский Аликанте, - поясняют алгоритм в турфирме, организующей экспресс-вылазки для байеров (закупщиков бутиков – авт.) - Мониторим европейские страны, сопредельные России. Дешевле всего полет до Аликанте из Осло – всего 34 евро. А дальше зависит от того, где вы живете. Если, скажем, в Мурманске, то это ваш вариант. В Мурманской области 43 км сухой границы с Норвегией. Прикиньте, во сколько вам обойдется дорога до Мурманска, исходя из места, где вы живете. Ну и виза. Российских транзитников все европейские соседи пустят с любым шенгеном. А вот про страну назначения вам имеет смысл уточнить. Сегодня многие страны ЕС пускают к себе россиян на срок более суток только с шенгеном, выданным их консульством в РФ, а не какой-либо другой страной шенгенского соглашения.
Байеры столичного «люкса средней тяжести» (самый тяжелый покупается в Дубае) подтверждают, что в большинство фэшн-значимых точек дешевле лететь именно из Осло: дешевле всего в испанские города (30-40 евро), дороже всего почему-то Чехия (100-117 евро), но дороже этого ничего нет, в этих рамках даже Канары.
— А как выбраться к норвегам? – выспрашиваю у опытной байерши, выбравшей, как выражаются в их тусовке, «ослиные» тропы.
— Выбраться элементарно – автобусом, автомобилем, да хоть пешком. КПП почти всегда пустой, как они там не замерзли-то от скуки, не знаю! Транзитников пустят с любым шенгеном. Проблема только в том, что переход к норвегам Стурскуг-Борисоглебский у самого Баренцева моря в Мурманской области. И если вы не из Мурманска, то уже в пути туда можете передумать. Выглядит все не очень гламурно, если честно. В Мурманске живет-то всего 300 тыс человек, поэтому и толп, переходящих границу, нет. В таком климате все желания вымораживаются, так что мы туда только в конце июля – в августе. От границы до Осло более 1000 км. Можно самолетом менее чем за 3 часа. Паром, автобус и поезд дешевле. Лично у нас есть комбинированный авторский маршрут поездом-паромом-автомобилем с ночевкой в Трондхейме, что делает поездку не только рабочей, но и развлекательной. Детали, не обижайтесь, не скажу, не то сразу набегут наши, и норвеги тут же поднимут нам цены.
Официальная статистика подтверждает: даже в мирное время, до пандемии, российско-норвежскую границу у самого у Баренцева моря в обе стороны переходили всего 35 тыс человек в год, в то время как северную соседку – границу РФ с Финкой - такое количество россиян и финнов до пандемии пересекало туда-сюда за месяц.
С помощью опробовавших все варианты закупщиц и турфирм, им помогающим, мы составили сводку оптимальных мест для пересечения в зависимости от места жительства. Начнем с очевидного.
Питеру и области (а с учетом быстрого и удобного сообщениями между столицами, соответственно, и Москве с областью) удобнее всего на финскую границу. Плюсы: КПП несколько, от Питера недалеко. Минусы: очереди; туалеты по банковским картам, а российские не принимают; задранный курс евро в приграничном обменнике. Хитрости: есть «пакетные» автобусные туры из российских городов (Питер, Смоленск, Сестрорецк) прямо до Хельсинки, оплатить можно в рублях). Цена из Питера до финской столицы 4000 руб, всего от места до места автобус в пути менее 7 часов. Из Хельсинки, имея в паспорте шенгенский штамп, недорого улететь в любой европейский город.
Питер плюс центральные и балтийские регионы РФ – на польскую границу. Минусы: непосредственно с РФ не граничит, что требует проезда через Белоруссию и, соответственно, удлиняет время в пути); поляки россиянам не рады. Плюсы: есть автобусные рейсы до Варшавы прямиком из Калининграда, Москвы и Питера по цене вокруг 5 тыс руб. Сутки в пути – и вы в Варшаве, граде лоукостеров. Из польской столицы дешевле всего улететь в любую точку не только Европы, но и всего мира.
Жителям Москвы, Питера и Пскова можно добраться «прямым рейсом» на автобусе до Таллина, Эстония, пересечение границы включено в автобусный тур (документы сдаются не по одному, а целым автобусом, командует процедурой сопровождающий): из Москвы до Таллина в пути от 14 до 20 часов в зависимости от ситуации на дороге, цена вопроса – 12 тыс руб. Из Питера выгоднее: 7 часов дороги за 2500-3000 за билет. Авиасообщение у эстонской столицы с прочими европейскими городами налажено хорошо, стоит дороже, чем в Варшаве, но в пределах разумного.
Еще один «годный» путь за кордон для москвичей, псковичей и подпсковичей - через литовскую и латышскую границы: прямой автобусный рейс из Москвы в прибалтийские столицы – от 8 до 15 тыс руб, из Питера можно умчаться автобусом что в Вильнюс, что в Ригу за сумму от 5 тыс руб, а из Пскова и вовсе «сущие копейки» - от 2500 до 4600 руб. Правда, с точки зрения соотношения цена/удобство авиарасписания с европейскими городами Рига несколько проигрывает.
Ну а лучше всех жителям российского юга: с сопредельной и открытой для россиян во всех смыслах налажено регулярное автобусное сообщение из Грозного, Владикавказа, Краснодара, Невинномысска, Ессентуков, Минеральных Вод, Пятигорска, Нальчика и Ставрополя. Цена вопроса – от 3 до 10 тыс руб в зависимости от пункта отправления и назначения (на грузинской стороне автобусы прибывают в Тбилиси либо Батуми). А из них прямые рейсы в Афины, в Мюнхен, Берлин и другие крупные города Греции и Германии обойдутся в 15-20 тыс руб.