Экономическая теория гласит, что если центробанк снижает ключевую процентную ставку, то это шаг в сторону ослабления национальной валюты. Но поскольку экономика — не точная наука, этот принцип срабатывает не всегда, в том числе и в России применительно к рублю. Особенно велик повод для сомнений в верности теоретических постулатов сейчас: хоть Банк России и продолжает настаивать на том, что рубль пребывает в «свободном плавании», на самом деле его курс очень сильно ограничен, с одной стороны, финансовыми санкциями Запада, с другой — ответными мерами ЦБ РФ.
Тем не менее рубль, за две недели до этого укрепившийся с 62 до 55 за доллар и с 64 до 56 за евро, уже в преддверии пятничного заседания ЦБ начал проседать и продолжил это делать после объявления о неожиданно резком снижении ставки. В результате последнюю неделю июля рубль встречает на уровне свыше 58 и за доллар, и за евро.
При этом все помнят недавние громкие высказывания руководителей экономического блока правительства о «естественных» и «наиболее комфортных» значениях в 70-80 рублей за доллар. Пока до этих значений еще далеко, но большинство экспертов не сомневается в том, что долгожданное (для правительства) падение рубля с 22 июля началось. Спорят лишь о темпах дальнейшего ослабления национальной валюты.
Зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов считает, что возврат к прежнему курсу в 70-80 рублей за доллар и евро может произойти к концу года — по мере того, как ЦБ будет и дальше снижать ключевую ставку до докризисного уровня в 5%. «Мы настолько сейчас укрепили рубль, что заниматься производством стало нерентабельно — легче все привезти из Китая, а не производить самим, — утверждает сенатор. — Это очень опасно, экономика снова попадет в зависимость, от которой мы наконец стали уходить».
Крепкий рубль бьет по выручке экспортеров, что невыгодно для бюджета: треть его доходов формируется за счет нефтегазовых поступлений, а среднегодовой курс доллара заложен на уровне 72 рублей. «Понижение ставки, удешевление займов — шаг в сторону ослабления национальной валюты», — поясняет Ксения Артемьева, операционный директор финтех-платформы «Фаст Ривер».
Финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев со своей стороны прогнозирует, что в августе курс доллара и евро вырастет примерно на 10%. На это, по его словам, повлияет на только последнее решение ЦБ по ключевой ставке, но и предложение Минфина закупать валюту на доходы от продажи нефти по цене свыше 60 долларов за баррель. Соответственно, к концу лета курс может составить 62-63 рубля за доллар и за евро, считает аналитик.
Рубль постепенно готовят к тому, что в ближайшие недели будет принято новое бюджетное правило, согласно которому ЦБ опять сможет скупать валюту для поддержания нужного курса, утверждает специалист по международным финансовым рынкам «Финмир» Георгий Свирин. Он полагает, что до конца лета доллар постепенно может подняться до 60 за рубль. «И здесь совершенно не важно, какую валюту будет покупать ЦБ – доллары, евро, юани или рупии. Важен факт того, что будут продаваться рубли, а чем больше их будет на рынке, тем меньше они будут стоить. Поэтому можно спокойно говорить о том, что рубль уже точно начнет дешеветь», — делает вывод финансист.
Директор по внешним связям BitRiver, экономист Андрей Лобода согласен с тем, что Банк России к началу следующего года доведет ключевую ставку до 5%. Если на этом фоне к осени доллар и евро не подорожают выше 62 рублей, это можно будет считать локальной победой для российской валюты, усилением его стабильного положения. «Комфортное социальное самочувствие населения на фоне стабильного рубля намного важнее интересов экспортеров», — считает экономист.