...Магазин аудиотехники на гигантском бывшем радиорынке, а теперь торговом комплексе. На полках соседствуют усилители, колонки, комбики и прочие микшерские пульты, привезенные «еще прямо» и «уже криво». Вопрос о гарантии продавцу несколько раз уже задавали (хотя заговаривают об этом, по его словам, далеко не каждый день). Ответ прямой, как черенок лопаты:
– Две недели, и если что-то не так, возвращаем деньги, как обычно. Все по закону. А по сервисным центрам ничего не знаю, будут они работать, не будут… Но, скорее всего, чинить будете, если что, за деньги. Или за границей.
Так было и раньше, надо сказать: у небольших торговых точек своей гарантийной программы никогда и не было, клиенту в случае чего нужно было активировать гарантию производителя. Который уже финансировал ремонт и осуществлял обмен через авторизованные сервисные центры. Ну, а если производитель с рынка ушел, разорваны и отношения с гарантийными центрами, менять и возмещать получается некому.
Да и не на что: бренды покинули страну, в большинстве своем, не столько из-за политики, сколько из-за невозможности свободно «гонять» из России и в Россию товары и деньги. Причем сложности возникли еще весной: например, в сервисном центре, занимающемся ремонтов фотоаппаратов и камер известной фирмы, еще в апреле разводили руками – мол, да, обслуживание никто не отменял, но ждать этого обслуживания придется очень долго. Так что в иных случаях – и сотрудники это советовали вполне откровенно! – лучше купить новый агрегат, пока на прилавках магазинов хоть что-то осталось.
Другая ситуация — с крупным сетевым магазином бытовой техники. Есть ли там товары, уже ввезенные по параллельному импорту? Да, например, на витрине со смартфонами. Об этом продавцы рассказывают вполне откровенно: зачем стесняться, если это уже обычная практика, за которой – наше будущее. И объясняют: да, гарантия «14 дней с чеком на возврат» (в некоторых сетях, добавим — до месяца) даже не обсуждается, а вот дальше у продавцов-консультантов другой взгляд на предмет. Гарантия — есть, но за нее придется доплатить.
– Что будет с гарантией производителя, честно говоря, никто не знает, - говорит консультант. – Поэтому я вам очень советую приобрести нашу страховку, фактически расширенную гарантию. Оперативный ремонт, замена, можно приобрести на срок до 5 лет. Насчет ремонта не скажу ничего, будет возможно или не будет, но если что, всегда будет доступен обмен.
Стоит гарантия от ритейлера (она же страховка) до 45% цены товара, стоимость которого не превышает 3000 рублей, дальше гибкая схема. Гарантия берется до 5 лет, в течение которых тебе обещаны – вроде как! – помощь консультантов. Если ее не брать, остаешься один на один с Законом о защите прав потребителей. В котором указано, что продавец и импортер обязан отремонтировать, обменять товар или вернуть деньги в течение гарантийного срока. По умолчанию, если в гарантийных обязательствах не указано иное, этот срок составляет два года.
– Безусловно, мы отвечаем по гарантийным обязательствам, как импортеры, - рассказали «МК» в компании, осуществляющий параллельный импорт цифровой техники. – Параллельный импорт — это не контрафакт и не «серый» рынок. Мы контролируем подлинность товара и его сертификацию. Поэтому возврат или обмен в случае обнаружения гарантийных дефектов возможен в течение стандартных двух лет с момента продажи. Ремонт в авторизованных сервисных центрах скорее всего тоже будет возможен, но сроки могут быть увеличены.
Что касается личного опыта гарантийных случаев с техникой, ввезенной по параллельному импорту, их пока немного. Фотограф Екатерина рассказала «МК», что отремонтировать по гарантии свежекупленную профессиональную «зеркалку» оказалось затруднительно. Небольшая фирма, у которой она приобрела фотоаппарат, своей гарантии не давала, обязательства производителя продолжают действовать где угодно, но не в России, а сервисный центр ремонтировать технику взялся, но мастер не смог даже предсказать, сколько недель будет доставляться в Москву нужная запчасть.
– Пришлось писать досудебную претензию, спасибо друзьям-юристам, и магазин мне обменял камеру, – рассказывает Екатерина. – Весь процесс занял около двух недель.
Скорее всего, разницу между классическим импортом и параллельным почувствую только те, кто покупает технику для очень длительного и очень вдумчивого использования. Большинство клиентов ничего не поймет. Так, например, пришедший в магазин электроники москвич по имени Алексей сразу признался: еще ни разу в его биографии дело не доходило до гарантийного ремонта.
– Мне нравятся смартфоны этой фирмы, я покупаю их с 2010 года. И буду продолжать, даже если они параллельные. Я готов, что ремонтировать придётся за свой счёт: как показывает практика, я просто бью эти телефоны раньше, чем у них начинаются проблемы «с мозгами». Последний, например, уронил на брусчатку Красной площади, там без шансов. Ну а замена стекла и все такое прочее гарантией не покрываются, тут уж сам виноват, - рассказал молодой человек.
Самое желанное для многих потребителей – американские айфоны и прочие «яблочные» гаджеты, которые начали ввозить по параллельному импорту в июне-июле 2022 года. Стоимость пока остается той же, которая была в феврале: тогда, напомним, рубль резко ослабел, а сейчас укрепился вновь – поэтому ценники февраля и июля могут не отличаться, ну а перспективы закупочной стоимости в будущем никто прогнозировать не может. Продавцам, ввозящим смартфоны в РФ неофициально, не нужно платить пошлину, кроме того, они могут хитрить с логистикой – и за счет этого удерживать цены.
Что же касается надежности, то все просто: гарантийное обслуживание лежит на той компании, которая ввозит товары в страну. Раньше это был производитель, теперь — продавец, ему и придется отвечать.