Материнский капитал разрешат тратить на покупку машины: в чем подвох

Из кризиса отечественный автопром решили вывести с помощью семей с детьми

Материнский капитал все-таки разрешат тратить на покупку семейного автомобиля – такой законопроект одобрен Госдумой. Накануне был опубликован список «разрешенных» моделей для покупки. Но ограничения, которые накладывает программа, практически исключает покупку автомобилей не отечественного производства. Получается, что за счет социальных выплат, пытаются спасти отечественный автопром.

Из кризиса отечественный автопром решили вывести с помощью семей с детьми

Поправки в закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» сейчас на рассмотрении в кабмине. Думские профильные комитеты они уже прошли. Известно, что по замыслу депутатов, в приобретаемом автомобиле должно быть не менее 3 пассажирских мест, кроме водительского. Полная стоимость машины не должна превышать 2 млн рублей, мощность двигателя – не быть более 125 л. с., и сам автомобиль должен быть новым и произведен в России.

С одной стороны, для расширения возможностей использования маткапитала в сторону покупку авто социальный запрос имеется. Подобный законопроект пытались внести в ГД доселе трижды, в 2009, 2011 и 2014 гг. В конце мая провели соцопрос, в котором 52% женщин и 49% мужчин (из 1600 опрошенных) поддержали идею покупки семейной машины за счет мат капитала.

С другой точки зрения очевидно, что такое использование средств несколько искажает идею маткапитала. Одно дело расходовать деньги на приобретение жилья, образование, медпомощь, материнскую пенсию или ежемесячные выплаты для семей с низкими доходами. Другое –покупать машину. Которая, хоть необходимая, дорогая, но все-таки вещь.

Об ограничениях в правоприменении нового законопроекта говорит экономист Илья Попов.

- Первое, что очевидно – денег не хватит, – говорит Илья. – Сейчас выплата на первого ребенка составляют 524,5 тысяч рублей, 693,1 тысяч рублей на второго и на последующих. И выплата 168,6 тысяч,  если субсидия уже была получена на первого ребенка. То есть, семья с одним ребенком будет платить кредит в почти 1,5 млн, и даже семья с двумя детьми доберет до половины суммы. Далее – мне бы очень хотелось взглянуть на список банков, которые будут заниматься кредитованием по этой программе. Он не обнародован пока. С учетом опыта регионов, список банков обычно ограничен, и это, зачастую, не те «конторы», с которыми работают автодилеры (программа маткапитала расширена на покупку машин в Калининградской области, Саха-Якутии, Бурятии, на Камчатке, в Ростовской области и др. – авт.). И условия кредитования там отличаются. Ну и, вдобавок, такая схема – лазейка для мошенников, которые «обналичивают» маткапитал. Который по закону нельзя обналичивать. Да, я читал, что законопроект исключает возможность перепродажи купленного с использованием маткапитала авто в течение 3-х лет. Но… Цель подсказывает средства, а потребность в новых машинах на нашем внутреннем рынке сейчас велика. Что касается самого маткапитала, Минтруд сообщил, что в 2023 году его проиндексируют, выплаты станут повыше. Но после 2026 года, судьба этой социальной денежной субсидии неизвестна.

В качестве мер борьбы с потенциальными мошенническими действиями, покупка машины на средства маткапитала ограничена его приобретением только в общую собственность с ребенком. Неизвестно, отвадит ли это мошенников, но оформление документов сильно усложнит, ведь придется связываться с опекой. А если автомобиль будет продан или переоборудован в течение 3 лет, потраченные на него деньги мат капитала придется вернуть деньги в Пенсионный фонд. «А если, например, отец будет зарабатывать деньги для семьи на этом автомобиле, то в этом точно нет ничего плохого», — утешает один из авторов законопроекта, депутат Яна Лантратова.

Главное, что до сих пор было неясно – что за машину можно будет купить с использованием мат капитала? Накануне был опубликован список автомобилей по программе, где фигурирует не только отечественный производитель. Список небольшой, но и «французы» (и другие европейцы), «корейцы»… «МК» обзвонил московские автосалоны, чтобы узнать, можно ли сейчас приобрести машину этих марок за 2 млн. рублей?

Оказалось, что нет. Не получится взять никакую, кроме отечественных. На импорт везде очереди с неизвестным сроком поставок и неизвестной же ценой, когда машину дождешься. Кое-где предлагают выставочные экземпляры, или непопулярные из-за оранжевого, к примеру, цвета. Но и они с «пакетами» выходят дороже. 2 млн. рублей – цена «голой» базы, даже без подушек безопасности. Машина с комплектом «подушек», кондиционером стоит дороже. Поэтому автоэксперты даже не скрывают, что средства маткапитала «позволят также обновить российский автопарк и снизить средний возраст машин в нашей стране».

– Цены выросли в 2-3 раза с начала года, – говорит менеджер автосалона Евгений. – Вот, особенно в таком среднем ценовом сегменте. Начальные версии корейских, французских и других марок, которые у нас в стране делают, так стоят теперь, 2 млн. За 1,5 таких машин нет. Но «стандартную базу редко берут, все-таки, докупают пакет «комфорт»: подушки безопасности, подогрев стекол, подогрев сидений. Скажу так: когда этот закон утвердят, в нашем салоне люди за маткапитал не купят ничего, к сожалению. Возможно, ситуацию выручили бы «китайцы», но их в списке нет. Так что, только отечественные машины им остаются…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру