Поправки в закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» сейчас на рассмотрении в кабмине. Думские профильные комитеты они уже прошли. Известно, что по замыслу депутатов, в приобретаемом автомобиле должно быть не менее 3 пассажирских мест, кроме водительского. Полная стоимость машины не должна превышать 2 млн рублей, мощность двигателя – не быть более 125 л. с., и сам автомобиль должен быть новым и произведен в России.
С одной стороны, для расширения возможностей использования маткапитала в сторону покупку авто социальный запрос имеется. Подобный законопроект пытались внести в ГД доселе трижды, в 2009, 2011 и 2014 гг. В конце мая провели соцопрос, в котором 52% женщин и 49% мужчин (из 1600 опрошенных) поддержали идею покупки семейной машины за счет мат капитала.
С другой точки зрения очевидно, что такое использование средств несколько искажает идею маткапитала. Одно дело расходовать деньги на приобретение жилья, образование, медпомощь, материнскую пенсию или ежемесячные выплаты для семей с низкими доходами. Другое –покупать машину. Которая, хоть необходимая, дорогая, но все-таки вещь.
Об ограничениях в правоприменении нового законопроекта говорит экономист Илья Попов.
- Первое, что очевидно – денег не хватит, – говорит Илья. – Сейчас выплата на первого ребенка составляют 524,5 тысяч рублей, 693,1 тысяч рублей на второго и на последующих. И выплата 168,6 тысяч, если субсидия уже была получена на первого ребенка. То есть, семья с одним ребенком будет платить кредит в почти 1,5 млн, и даже семья с двумя детьми доберет до половины суммы. Далее – мне бы очень хотелось взглянуть на список банков, которые будут заниматься кредитованием по этой программе. Он не обнародован пока. С учетом опыта регионов, список банков обычно ограничен, и это, зачастую, не те «конторы», с которыми работают автодилеры (программа маткапитала расширена на покупку машин в Калининградской области, Саха-Якутии, Бурятии, на Камчатке, в Ростовской области и др. – авт.). И условия кредитования там отличаются. Ну и, вдобавок, такая схема – лазейка для мошенников, которые «обналичивают» маткапитал. Который по закону нельзя обналичивать. Да, я читал, что законопроект исключает возможность перепродажи купленного с использованием маткапитала авто в течение 3-х лет. Но… Цель подсказывает средства, а потребность в новых машинах на нашем внутреннем рынке сейчас велика. Что касается самого маткапитала, Минтруд сообщил, что в 2023 году его проиндексируют, выплаты станут повыше. Но после 2026 года, судьба этой социальной денежной субсидии неизвестна.
В качестве мер борьбы с потенциальными мошенническими действиями, покупка машины на средства маткапитала ограничена его приобретением только в общую собственность с ребенком. Неизвестно, отвадит ли это мошенников, но оформление документов сильно усложнит, ведь придется связываться с опекой. А если автомобиль будет продан или переоборудован в течение 3 лет, потраченные на него деньги мат капитала придется вернуть деньги в Пенсионный фонд. «А если, например, отец будет зарабатывать деньги для семьи на этом автомобиле, то в этом точно нет ничего плохого», — утешает один из авторов законопроекта, депутат Яна Лантратова.
Главное, что до сих пор было неясно – что за машину можно будет купить с использованием мат капитала? Накануне был опубликован список автомобилей по программе, где фигурирует не только отечественный производитель. Список небольшой, но и «французы» (и другие европейцы), «корейцы»… «МК» обзвонил московские автосалоны, чтобы узнать, можно ли сейчас приобрести машину этих марок за 2 млн. рублей?
Оказалось, что нет. Не получится взять никакую, кроме отечественных. На импорт везде очереди с неизвестным сроком поставок и неизвестной же ценой, когда машину дождешься. Кое-где предлагают выставочные экземпляры, или непопулярные из-за оранжевого, к примеру, цвета. Но и они с «пакетами» выходят дороже. 2 млн. рублей – цена «голой» базы, даже без подушек безопасности. Машина с комплектом «подушек», кондиционером стоит дороже. Поэтому автоэксперты даже не скрывают, что средства маткапитала «позволят также обновить российский автопарк и снизить средний возраст машин в нашей стране».
– Цены выросли в 2-3 раза с начала года, – говорит менеджер автосалона Евгений. – Вот, особенно в таком среднем ценовом сегменте. Начальные версии корейских, французских и других марок, которые у нас в стране делают, так стоят теперь, 2 млн. За 1,5 таких машин нет. Но «стандартную базу редко берут, все-таки, докупают пакет «комфорт»: подушки безопасности, подогрев стекол, подогрев сидений. Скажу так: когда этот закон утвердят, в нашем салоне люди за маткапитал не купят ничего, к сожалению. Возможно, ситуацию выручили бы «китайцы», но их в списке нет. Так что, только отечественные машины им остаются…