Предполагается, что ответственность за нелегальное удаление с сайта или онлайн-платформы видео, аудио, текста и фото будет гражданско-правовой. Это значит, что пострадавшая сторона – в первую очередь автор контента – сможет взыскать с виновника убытки. Причем это не единственный вариант развития событий.
Даже если владелец авторских прав на заблокированный контент не понесет никаких убытков, за сам факт лишения пользователей доступа к своим роликам, песням или статьям он сможет потребовать компенсацию. По сути она станет аналогом компенсации морального вреда. Сумму обиженный автор сможет назначить сам. Правда, ее обоснованность придется доказывать в суде.
Кроме того, такая компенсация будет положена в ситуации, когда контент в Интернете блокируется решением суда в качестве обеспечительных мер. Такая процедура часто применяется в делах о защите чести и достоинства, а также в спорах об авторских правах. По закону истец может потребовать от суда наложить обеспечительные меры в виде блокировки контента как в момент подачи иска, так и до этого.
Минэк обратил внимание на то, что нередко истцы злоупотребляют такой возможностью и используют ее как инструмент манипуляции. Причем судам зачастую проще принять сторону просящего и заблокировать спорный видеоролик или Интернет-страницу, в результате чего информация из Сети может пропасть на долгие месяцы.
Более того, в ведомстве подсчитали, что часто такие тяжбы в итоге заканчиваются не в пользу истца. Однако ответчик, будь то крупная телекомпания или частный владелец сайта либо страницы в соцсети, даже в случае своей победы в суде никак не может наказать виновника незаконной блокировки.