Объем размещений рекламы на цифровых конструкциях в прошлом году достиг 14,7 млрд рублей. Это быстрорастущий рынок, который все еще остается в тени, особенно в регионах. Одна из целей создания единого оператора, по замыслу инициатора законопроекта, – сделать отрасль прозрачной.
По мнению политолога Константина Калачева, размещение цифровых рекламных конструкций нередко становится коррупционной темой, «на которой отдельные местные начальники хотят персональный иметь гешефт».
«С единым оператором, за которым стоит государство, уже не поспоришь, взятку не попросишь», – отмечает эксперт.
С ним согласен экономист Никита Кричевский. Он уверен, что единый оператор должен полностью покончить с незаконной «наружкой» — «реликтом, который еще цепляется за жизнь в регионах».
При этом если все размещения рекламы будут оплачиваться официально, то вырастут и налоговые поступления в местные бюджеты, пояснил экономист.
Кроме того, по словам Кричевского, единый оператор собирается вложить серьезные инвестиции в установку новых конструкций для демонстрации рекламных роликов на улицах и в транспорте. Причем билборды и ситиборды появятся даже в тех регионах, где их никогда раньше не было. Это оживит рынок наружной рекламы и создаст новые рабочие места по всей стране, добавляет специалист.
По его словам, с появлением единого оператора отечественные производители светодиодного оборудования получат заказы на производство экранов. Это станет дополнительным стимулом, чтобы форсировать импортозамещение.
В свою очередь медиаменеджер Александр Малькевич считает, что с появлением единого оператора рекламодатели и добросовестные владельцы уже существующих рекламных конструкций смогут работать, как и раньше, а софт для них теперь будет бесплатным.
«При этом не стоят выеденного яйца и пророчества об уничтожении конкуренции и потерях местных бюджетов», – отмечает эксперт.
Он поясняет, что бюджетные доходы в регионах даже вырастут вслед за установкой новых рекламных конструкций. При этом муниципальные власти смогут по-прежнему проводить торги и заключать договоры с другими операторами.
«Как журналист и патриот я обеими руками за принятие этих поправок», – резюмирует Малькевич.
Опрошенные эксперты убеждены, что необходимость создания единого оператора цифровой «наружки» назрела уже давно и рынок требовал подобных изменений.
Однако многие представители отрасли высказались резко против инициативы, направив коллективные письма председателям обеих палат парламента и премьер-министру. Авторы писем в органы власти, в частности, указывают, что единый оператор сможет устанавливать цифровые рекламные конструкции на всех ключевых локациях в каждом субъекте Федерации и ставить монопольно высокую цену за размещение рекламы.
Для внесения поправок в законопроект ко второму чтению выделено 30 дней – предполагается, что за это время инициатива должна стать более ориентированной на защиту интересов российского бизнеса.