42-летний житель Красногорска Георгий, работающий техническим директором в крупной компании сотовой связи, год назад через приложение известного банка купил акции Apple на почти 700 тыс. рублей. Он готов был держать их достаточно долго — год и более — поскольку брокер посулил ему доход выше, чем проценты по банковскому вкладу за тот же период. Вспомнил о своих акциях мужчина в конце февраля 2022 года. Сначала против банка, которому принадлежала брокерская компания, ввели санкции, и пришлось переводить бумаги другому брокеру. Там мужчину заверили, что все в порядке и спешно распродавать акции не нужно. Однако в мае ввели санкции против Национального расчетного депозитария, входящего в группу Мосбиржи. После этого все сделки с иностранными активами оказались «заморожены» и как вернуть хотя бы вложенное год назад, никто не знает.
Именно о таких гражданах решил позаботиться Банк России. «В результате этих ограничений пострадали люди, никакого отношения не имеющие к санкциям», — отметил руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута, комментируя новые требования регулятора к инвесторам. Сейчас никто не сможет сказать, когда такие инвесторы « с улицы» снова смогут распоряжаться своим имуществом.
По данным главного специалиста отдела брокерских операций ИК «ИВА Партнерс» Артема Клюкина, в России более 20 млн человек имеют брокерские счета, то есть, они имеются практически у каждого 5-го трудоспособного гражданина страны. Правда, надо учитывать, что значительная их часть пустые. Квалифицированных же инвесторов около 500 тысяч, но это, конечно, реально действующие инвесторы со средствами на счетах, периодически совершающие операции. Другими словами, если рассматривать их отношение к общей массе реальных клиентов, получается около 3%, отметил эксперт.
По новым требованиям ЦБ предлагает присваивать статус «квала» участникам рынка, владеющим ликвидными активами (ценными бумагами или деньгами) не менее чем на 30 млн рублей (сейчас 6 млн рублей). Они должны будут сдать определенный тест, наличия высшего экономического образования, как раньше, уже недостаточно. Как рассказал Мамута, за последние полгода ЦБ получил массу жалоб от инвесторов, которые фактически не осознавали себя квалифицированными. По данным ЦБ, более 5 млн инвесторов пострадали от блокировки иностранных активов из-за санкций. Только акций, принадлежащих физическим лицам, заблокировано на сумму более 320 млрд рублей. Общий объем заблокированных в НРД бумаг достигает 6 трлн рублей.
Однако мнения о том, к чему приведет ужесточение регулирования ЦБ, у самих участников рынка разошлись. Так, глава брокерской ассоциации НАУФОР Алексей Тимофеев считает, что предложенные Банком России ограничения приведут к исходу розничных инвесторов с фондового рынка. По его мнению, круг отечественных инструментов слишком узок, чтобы дать инвесторам диверсификацию, а перспективы российской экономики неопределенны.
«С моей точки зрения, ограничить вложения розничных инвесторов в иностранные бумаги — это правильное решение, — вступает в полемику член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев. — Риски убытков для россиян в иностранных юрисдикциях достаточно высоки, а главное — деньги наших граждан должны работать в российской экономике». Розничные инвесторы из-за этой новации уйдут с фондового рынка, уверен эксперт.
«Я считаю что отток с фондового рынка в любом случае будет, и увеличится спрос на классические банковские продукты, но глобальных перемен мы не увидим», — утверждает международный финансовый аналитик Андрей Плотников. Новый подход ЦБ не остановит российских действующих «квалов», так как крупные клиенты в основной массе самостоятельно не принимают решений о покупке тех или иных ценных бумаг, а действуют через доверительных управляющих, указывает он. «Положения тех инвесторов, кто уже находится в иностранных ценных бумагах, это не улучшит, — продолжает разговор Артем Клюкин. — Но, возможно, убережет других от подобного шага».
Впрочем, риски сегодня связаны не с опытом инвесторов, а с геополитическими обстоятельствами, то есть «квалы» здесь не имеют преимущества перед «неквалам», разве что объем вложений у них выше.