Суть документа такова. Фермерские и крестьянские хозяйства теперь могут без всяких торгов получать государственные и муниципальные земли сельхозназначения в аренду. В законе сказано, что срок аренды 5 лет и ее можно не только продлевать, но впоследствии даже выкупить участок в собственность. За крестьянином закрепляется такое приоритетное право.
При этом есть ограничения: на участке нельзя будет строить жилые комплексы, то есть изменять его целевое назначение – только под сельхозпроизводство. Также запрещено передавать его третьим лицам, в том числе в субаренду. Такой порядок закрепляется на века: необходимые изменения внесены в Земельный кодекс и в Закон об обороте сельхозземель.
По мнению правительства, этот механизм позволит отечественным фермерам значительно увеличить объемы производства. И ввести в оборот заброшенные за годы перестройки и реформ сельхозземли.
По данным сельхозпереписи 2016 года, в России пустуют около 100 миллионов гектар сельхозземель – в 2,5 раза больше, чем официально считается. Они ни за кем не закреплены или наоборот – имеют «имя, фамилию и отчество», только вот найти этого человека-собственника не удается.
В далеком 1990 году, когда в стране уже шла горбачевская перестройка и был большой бардак, бесхозных земель насчитывалось всего 8,3 миллиона гектаров. Почувствуйте разницу – какие объемы мы способны нарастить, если каждый или почти каждый гектар введем в строй!
В целом фермеры этот закон поддерживают. Но спрашивают: зачем было вообще практиковать торги на сельхозземли? Сплошь и рядом были «договорняки», никто и никогда из простых смертных крестьян на торгах не побеждал. Побеждали «нужные люди», но строили они на заброшенной пашне не ферму, а многоквартирный дом для продажи.
В общем, с этими торгами крестьяне боролись как могли, и справедливость наконец восторжествовала. Однако они просят власти не останавливаться на достигнутом и дальше отменять законы, ущемляющие интересы производителя.
– Время сегодня форс-мажорное, – рассуждает фермер из Владимирской области, – значит, и решения должны быть нестандартные. Например, по снабжению продуктами социальных объектов: детсадов, школ, больниц.
Эту миссию на себя взяли бы фермеры, которым некуда девать урожай. Но опять-таки придуманы конкурсы на поставки, в которых участвуют непонятные ООО, ИП и прочие структуры. И они на них побеждают, нам в таких конкурсах участвовать бесполезно, сплошная фикция.
Нужны прямые договора на поставки. Мы в Минсельхозе России зарегистрированы как сельхозпроизводители – почему не можем поставлять свои продукты в школы? У нас все прозрачно: и поля, и живность. А вот пускай свои поля и коров покажут эти так называемые победители конкурсов – нет у них ничего, непонятно откуда берут продукцию – по реэкспорту... Отмените конкурсы, и перейдем на заключение прямых договоров! Конкурсы – лишний барьер на пути к снабжению и понижению закупочных цен. Поставки должен осуществлять тот, кто зарегистрирован в реестре сельхозпроизводителя.
– Само собой, это шаг вперед, – оценивает новый закон уральский фермер Василий Мельниченко. – Будем надеяться, что крестьяне без проблем смогут расширять свои хозяйства и увеличивать объемы производства.
– «Не поздно ли пить боржоми? – спрашиваю его. – Ведь все лакомые земельные куски давно схвачены?
– Что касается южных регионов России – Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области, – то там вряд ли остался хоть один свободный клочок земли. Крупные хозяйства так запрессовали через суды местных фермеров, что они остались «при своих интересах».
Но у нас есть огромное Нечерноземье, другие регионы. Будем надеяться, что землю без торгов смогут получать реальные крестьяне, что там будет развиваться локальная сельская экономика. Посмотрим, сумеет ли правительство перестроить себя. Дело не в том, что появился закон, а в том, как он будет выполняться на местах.