— У нас, конечно, и раньше мамаши ближе к августу активизировались, но в этом году происходит что-то странное, — пожимает плечами продавец сетевого книжного магазина Светлана. — Вот скажите, зачем ей сто тетрадок и десять пеналов? У нее что — десять детей-школьников?
— Есть риск, что пеналы пропадут?
— Нет. Как поставляли, так и поставляют. Европейские. Ну подорожали, правда, в мае процентов на десять. Но некоторые покупатели твердят про грядущий голод, про тяжелую зиму... Ну, допустим, продукты какие-то будут не по карману, но как это с пеналами и ручками связано?
Еще в одном магазине канцтоваров поясняют, что ни дефицита, ни очередей у них пока нет, но отдельные покупательницы их очень удивляют.
— Набирают как на целый класс. Нам, конечно, хорошо — прибыль, но ведь если к концу лета таких станет больше, так и до дефицита недалеко, — говорит продавец-консультант. — Тут одна бабушка пришла с огромным списком. Дочка с детьми отдыхает на море, а ее вот послала...
Мама второклашки Таисии — одна из таких запасливых. Дома у нее уже «заготовлены» коробочки с фломастерами, карандашами, тетрадками. Отдельная полка — для упаковок белой и цветной бумаги, тетрадок — толстых, тонких, в клеточку, в линеечку.
— Ползарплаты потратила, зато на три года вперед, — поясняет добытчица. — Осталось только пару рюкзаков купить и форму.
В интернет-магазине рюкзаков тоже заметили возросший интерес к их продукции, но называют его сезонным.
— Перебоев с логистикой нет, предпосылок к тому, что будет дефицит, пока не вижу, — говорит «МК» представитель магазина. — Кстати, они у нас не китайские — из Америки, из Европы.
Что может произойти на рынке школьных товаров в ближайшие месяцы и стоит ли родителям уже сейчас начать запасаться?
— Потребительская активность в России в этом году резко сократилась, объем розничных продаж в мае упал на 10,1% по сравнению с 2021 годом. То есть граждане перешли к кризисной модели поведения, стараясь больше сберегать и меньше тратить, — поясняет аналитик TeleTrade Алексей Федоров. — Выбранная стратегия представляется абсолютно оправданной, потому что к санкционному кризису этой осенью может добавиться и глобальный экономический спад, который по силе негативного влияния на российскую экономику может оказаться даже сильнее, чем то, что наблюдалось этой весной. Единственная корректировка, которую сюда можно внести, — это продуманная покупка впрок, потому что высокий курс рубля не продержится долго, а значит, и высокая инфляция этой осенью может вновь вернуться. И особенно актуальны такие покупки могут быть для школьных товаров, цены на которые начинают расти уже в июле и продолжают до конца сентября-октября. Кроме того, гражданам, планировавшим приобрести другие товары — например, одежду, товары для дома, бытовую технику и прочее в течение 2022 года, лучше немного поторопиться и сделать покупки в летние месяцы, потому что осенью цены на все эти товары могут быть значительно выше.
Впрочем, совет эксперта не касается тех, кто превращает свою квартиру в склад ненужных вещей.
— Во всем нужна мера. Запастись необходимым, конечно, стоит, но нет смысла скупать все подряд, — поясняет Федоров.
Между тем, в этом году необходимые для обучающихся тетрадки, канцелярка и т.д. (так называемый школьный набор) уже подорожали на 15% в сравнении с 2021-м. В июне-июле на такие затраты в среднем у родителей ученика ушло 13 364 рубля. Только за набор канцелярских принадлежностей среднестатистический родитель потратил около 800 рублей и еще 300–400 — на тетрадки. Иначе, собрав ребенка в школу «на годы вперед», можно самому остаться без штанов.