Согласно сообщению агентства, работу над новым эталоном ведут ключевые российские министерства, крупнейшие производители нефти и Центробанк.
Утверждается, что Россия «будет работать над привлечением иностранных партнеров к закупке нефти с целью выйти на объемы торговли, достаточные для установления контрольного ценового показателя в период между мартом и июлем 2023 года».
Очевидно, что подобные действия связаны с намерением противостоять намерению стран Запада ограничить доходы Москвы от продажи своей нефти. Для чего нашей стране понадобился свой нефтяной эталон, чем он отличается от уже имеющихся марок, в чем плюсы и сложности его использования? Об этом «МК» рассказали эксперты финансового и энергетического рынков.
Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets: «Нефть отличается по своему составу, плотности и так далее, в зависимости от того, где она добывается. В мире производятся десятки сортов, из российских же наиболее широко известен Urals, поскольку востребован за счет своих качеств. Другие сорта в РФ используются для создания различных смесей нефти, они продаются не настолько большими объемами, как маркерный Urals.
Эталонные мировые сорта – прежде всего, североморский Brent и американский WTI - котируются на мировых рынках за счет своих высоких качеств. Остальные сорта нефти имеют свои примеси, и потому их цена формируется с неким дисконтом к эталону (например, стоимость нашего Urals ниже Brent, поскольку имеет больше примесей).
Наш сорт – не эталонный (то есть образцовый), а маркерный, принятый внутри России, по нему равняются (устанавливаются цены) других отечественных сортов нефти.
Создать свой бенчмарк (эталон) – означает, если совсем коротко, добиться его признания на мировых биржах, чтобы на этот сорт равнялись все остальные страны и производители. Но это крайне сложно, так как объемы торговли нашей нефтью несравнимы с эталонными сортами, востребованность Urals ниже, чем у эталонов».
Марк Гойхман, главный аналитик TeleTrade: «В мире добывается огромное число различных сортов и марок нефти. Они различаются составом, свойствами, основными регионами распространения.
Чтобы как-то систематизировать такое разнообразие, принято выделять несколько флагманов. Они наиболее распространены и признаны в макрорегионах планеты, имеют определенные качества, например, вязкость, содержание серы. С ними сравниваются по ценам остальные марки. Эти ведущие образцы и выступают эталонными, или маркерными сортами. Для признания таковым необходима основная площадка, биржа, на которой торгуется данный сорт очень большими объемами и складываются рыночные цены на него.
Эталонные сорта нефти сейчас у всех на слуху. Это североморская Brent, распространенная в Европе и Азии, торгуемая в Лондоне; американская WTI, котировки которой формируются на Нью-Йоркской бирже; дубайская Dubai Crude, широко используемая в Азии. В России добываются два сорта нефти. Основной экспортный – Urals и менее ходовой Siberian Light. Они не являются эталонными. Urals ориентируется на Brent, и цена на нее определяется как некоторый дисконт от этого маркера.
А сейчас речь идет о создании особого отечественного эталона. Для этого необходимы независимые от Brent масштабные торги на российской площадке. Их объем должен составлять не менее 10-15 млн тонн в год, чтобы цена была значимой. Нужно собирать на торговой площадке соответствующее необходимое для данных масштабов число продавцов и покупателей. Для этого требуется привлечь иностранных участников, готовых ориентироваться на данный маркер и покупать его на бирже в России.
Попытки сформировать масштабную национальную площадку для торгов нефтью ведутся давно. Но на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже торги нефтью недостаточны по объемам. В случае, если необходимые объемы удастся сформировать, национальный бенчмарк и независимое рыночное ценообразование на него позволят противостоять санкционным попыткам установить «потолок цен» на российскую нефть и ограничить ее продажи».