Основная причина, о которой говорят все в туротрасли, связана с дефицитом авиаперевозок. Рейсов стало меньше, билетов тоже. К тому же почти никто больше не заказывает билеты загодя из-за рисков, связанных с экономическими санкциями против России. Коллеге понадобилось в августе в Стамбул - дешевле 46 тысяч рублей прямых рейсов просто нет.
Люди также опасаются бронировать отели впрок и самостоятельно, хотя раньше так поступало около 40% отдыхающих. К тому же многие иностранные сайты для бронирования ушли из нашего информационного пространства. Остается только «пакетный» отдых, предложения от компаний. В итоге, по информации туроператоров, цена самого бюджетного пакетного предложения на недельный семейный тур в Турцию приближается к отметке в 200 тыс. рублей. Вариант комфорт – уже в районе 350 тысяч. Турция перестала быть дешевой – констатируют эксперты.
- Мне на работе неожиданно дали отпуск, — рассказывает москвичка Лариса. — Решили с мужем слетать в Турцию. Но не только в небольшом «окошке» турфирмы у нас рядом с домом, но и вообще нигде мы не смогли найти «горящие» туры. Хотя раньше они были летом на каждом углу. Везде нам сказали, что такого понятия больше нет. Ни «горящих» путевок, ни сезонных скидок на перелеты, ни чартеров.
«Основная проблема на турецком направлении сейчас — это перевозка, — считает председатель общественного совета Ростуризма Дмитрий Давыденко. — Спрос на авиабилеты сильно превышает предложение». В Ростуризме сообщают, что чартерный флот простаивает из-за запрета на вылеты. К примеру, раньше в Турцию летало 100 чартерных самолетов в неделю от разных компаний, а теперь лишь 12–15 турецких.
Вдобавок российский Минтранс по понятным причинам сейчас выделяет очень мало квот на авиаперелеты. «Например, операторы запрашивали квоту на перелет 529 самолетов в неделю. Но в мае Минтранс согласовал 300 рейсов, а в июне — 450», — сетует Давиденко. Так что, получается, не чартером единым. Эксперты говорят, что вообще «нарушены транспортные цепочки и поменялись сами принципы гражданских авиаперевозок».
Но, конечно, «первым делом самолеты», однако есть и другие причины для роста цен на туры. Проблема с удорожанием отдыха все-таки комплексная.
Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе считает, что, завышая цены на отели на фоне сохраняющегося высокого спроса у туристов из России, Турция (впрочем, как и Египет) пытается наверстать упущенное за два года пандемии.
Когда заезд был минимальным, туристов почти не было и отрасль сильно просела, мелкие предприятия разорились.
- Действительно, причин тут несколько, — соглашается представитель туроператора Валентина. – И это не только дорогой трансфер и последствия «короны», но и рост внутренних курсов валют в туристических странах, в той же Турции. Там вообще очень повысились налоги и разные штрафы после пандемии. Например, налоги на валютные операции недавно выросли в Турции в несколько раз.
В общем, целый пучок проблем. Что же делать туристу? Я вижу два пути. Или ехать в Турцию не в сезон, в октябре например. Тогда цена на отдых на двоих плюс ребенок будет около 100 тыс. рублей.
Если это не вариант, можно попробовать обзвонить большие турфирмы, с которыми у турецких отельеров заключены годовые контракты с жесткими требованиями не менять цену проживания в текущем году. Но боюсь, сейчас, в высокий сезон, такие предложения будет найти сложно. И даже если получится, экономию «съест» цена авиаперелета.
Читайте также: Как избавиться от тараканов простыми средствами: борная кислота, мелки, ловушки