В разбивке по ведомствам соответствующая статистика выглядит также впечатляюще. К примеру, по линии МВД было зафиксировано правонарушений аж в 9,4 раза больше по сравнению с 2020 годом (почти 2 млн и 212 тыс. правонарушений соответственно). Однако по некоторым направлениям число таких нарушений, напротив, за год уменьшилось. Так, по линии Федерального агентства по рыболовству правонарушений стало меньше на 3,4% (в 2020-м было почти 78 тыс., в 2021-м стало 75,3 тыс.).
Вообще у нас административные правонарушения в сфере экономики фиксируются многими министерствами и ведомствами. Вы удивитесь, но даже Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в этом участвует. По линии этого ведомства тоже был зафиксирован один из самых высоких показателей роста правонарушений: если в 2020 году их было всего лишь 6, то в 2021-м уже 52. То есть количество экономических правонарушений по линии этого ведомства увеличилось в 8,7 раза.
Можно, конечно, и дальше перебирать цифры статистики правонарушений в сфере экономики по различным министерствам и ведомствам, но важнее понять, почему произошел такой рост и что это значит с позиций дня сегодняшнего.
Но сначала вспомним, какие могут быть правонарушения. А их очень много. Ответственность за них прописана в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ). Так, в КоАП есть статья 14.7 «Обман потребителей». Я специально выбрал эту статью КоАП, чтобы напомнить читателям, какие бывают правонарушения в сфере потребительского рынка. Этой статьей (частью 1) предусмотрено, что обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей влечет наложение административного штрафа на граждан от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 20 до 50 тысяч рублей.
А введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) может повлечь штраф для граждан в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц — от 12 тысяч до 20 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 тысяч до 500 тысяч рублей (часть 2 ст.14.7).
КоАП постоянно дополняется новыми нормами, предусматривающими ответственность еще за какие-либо правонарушения в сфере экономики. Официальная же информация об административных правонарушениях в сфере экономики рассчитывается ежегодно на основе данных Банка России и федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных возбуждать (составлять протоколы) и рассматривать дела об административных правонарушениях или только возбуждать (составлять протоколы) дела об административных правонарушениях.
Однако столь впечатляющий рост количества административных правонарушений в сфере экономики, который был зафиксирован по итогам 2021 года, объясняется, конечно же, не появлением новых статей в КоАП и не тем, что у нас десятки министерств и ведомств могут возбуждать дела. Причина в другом. В 2020 году — первом году пандемии COVID-19 — в целях спасения бизнеса был серьезнейшим образом ослаблен административный контроль в экономике. Многие контрольные мероприятия и разного рода проверки со стороны министерств и ведомств не проводились. Зато в 2021 году таких тотальных послаблений уже не было. Поэтому неудивительно, что число административных правонарушений в сфере экономики выросло в 2021 году по сравнению с 2020 годом в разы. Кстати, сумма уплаченного (взысканного) штрафа за эти правонарушения увеличилась в 2021 году по сравнению с 2020 годом более чем на 40%, с 13,3 млрд рублей до 18,7 млрд рублей соответственно.
На все это важно обращать внимание, потому что в 2022 году на фоне острейшего геополитического кризиса было принято решение, аналогичное тому, которое правительство приняло в 2020 году: ввели мораторий на проведение плановых проверок предприятий и предпринимателей до конца текущего года.
Такие проверки были сохранены только в отношении небольшого закрытого перечня объектов, в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности. Проведение внеплановых контрольных мероприятий допускается в текущем году лишь в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороны страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом такие проверки должны быть согласованы с органами прокуратуры.
К тому же в 2022 году, помимо моратория на плановые проверки, уже приняты правительством ряд решений (по параллельному импорту, принудительному лицензированию и т.п.), которые также направлены на, казалось бы, однозначно благое дело — свободу предпринимательства. Однако, исходя из уже имеющегося опыта, есть определенные тревожные ожидания. Что с учетом принятых решений можно ожидать в плане правонарушений в сфере экономики? Уж если на фоне только одного моратория на проверки 2020 года мы имели взрывной рост количества правонарушений в 2021 году, то что у нас может произойти в будущем на фоне мер 2022 года?
Свобода предпринимательства — это очень хорошо, просто замечательно, но такое впечатление, что сегодня граница свободы и вседозволенности стирается. Если мы думаем, что это поможет преодолеть все экономические трудности, то ошибаемся. Издержек от подобного рода перехлестов может быть даже больше, чем от гипотетических послаблений.
Давайте на примере того же обмана потребителей разберем, кому будет и вправду лучше. Злоупотребляет, предположим, какая-нибудь торговая сеть введением потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств товаров. В результате ей некоторое время будет удаваться за счет этого получать больше прибыли. То есть определенный экономический выигрыш она получит. Потом этот обман вскроется, потребители перестанут покупать товары в магазинах этой сети. Возможно, они не ограничатся только этим. И вот уже не прибыли, а экономические убытки будут у этой торговой сети. А если это будет характерно не для одной торговой сети, то это скажется и на работе отрасли в целом. Там, где практикуется обман потребителя, не может быть экономического процветания. Вот вам и свобода предпринимательства, переходящая во вседозволенность.
Когда число правонарушений в сфере экономики растет в разы — это серьезный повод для того, чтобы разобраться, что происходит и чего ждать.