По прогнозам представителей пивоваренных компаний, стоимость пива в алюминиевых банках до конца нынешнего года может подняться на 60%, в пластиковых бутылках — на 50 %, а в стеклянных – на 10-15 %.
Здесь не последнюю роль играет тара, которая дорожает под все разливные напитки – независимо от того, есть ли в них градус или нет. Некоторые иностранные компании, производители упаковки, ушли с нашего рынка, и на нем образовался вакуум, который не получается быстро заместить.
Отраслевики отмечают, что они до самого последнего момента оттягивали подорожание пива. И утверждают, что рост цен на пенное составлял примерно половину от потребительской инфляции в стране.
Тут можно только добавить, что отечественные пивовары не лукавят, говоря о сдерживании цен. Экспресс-опрос «МК» на улицах Москвы показал, что многие любители слабоалкогольного напитка вообще на заметили подорожания ходовых марок за последние пару лет. По акции 0,5 литра отечественного напитка стоит 50 рублей, без акции – 60. Конечно, есть большое число сортов и подороже — но это уже на любителя…
Тем не менее дальше держать цену уже нереально. Причем дело тут не только в таре, у производителей тоже наметились конкретные проблемы. Одна их них – нехватка хмеля, без которого получить должный вкус и аромат пива практически невозможно. Сегодня хмель пивовары могут купить только в Турции, но по большому счету тамошней культуре не хватает спектра используемых сортов.
А что же импортозамещение? Основной производитель хмеля в России – Чувашия. В нынешнем году она увеличила его посевные площади в 10 раз, а в 2023 году, по заявлению руководства республики, может увеличить и в 20 раз. Но пока хмеля не хватает – утверждают представители отрасли.
— Он есть, но постепенно вымывается, становится хуже, - поясняет нам владелица одной из пивоварен, - вообще ассортимент сырья ухудшается.
По ее словам, за последние годы «мы разбаловались», многое поставлялось из Европы. Сейчас все резко подорожало - химические моющие средства из Германии в два раза, солод на 70 %, даже бумажные этикетки, оформление – и те подорожали.
— Положение сложное, - продолжает она. - Большие предприятия выживут, а многие маленькие пивоварни могут закрыться.
В целом, по данным Национального союза защиты прав потребителей, производство пива и пивных напитков в 2021 году выросло на 2,8 % по сравнению с 2020 годом. А объем розничной продажи увеличился на 0,7 %.
Из-за спецоперации на Украине доля импортной продукции снизилась более чем на 30%, из России уже ушли марки Бельгии, Голландии и Великобритании. Пока остаются Чехия и Германия, но тоже не в былом ассортименте.
Российские пивовары не исключают, что в нынешнем году они сократят объем производства в среднем на 5%. Из-за снижения покупательной способности населения. А также из-за роста издержек производства.
Еще они прогнозируют, что сократится выпуск пива в пластиковой таре и увеличится в стеклянных бутылках – поскольку это более дорогой сегмент. На нем производитель сможет зарабатывать больше денег.
По мнению председателя правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, подорожание пива, да еще столь существенное, это плохое событие:
— Любое подорожание негативно сказывается на людях, а уж про пиво и говорить не приходится. Граждане нашей страны традиционно считаются приверженцами более крепких алкогольных напитков – водки. Ее в какой-то степени замещало пиво. Если оно действительно так сильно подскочит в цене, россияне перейдут на ту же водку или самогон. Там цены более-менее стабильные, стоимость акцизов на 40-градусную не поднималась давно. Это приведет к более быстрому спаиванию населения.