- Каково значение КТК для России, куда и откуда доставляется нефть по этому маршруту?
- «Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК), владеющий одноименным магистральным нефтепроводом, служит крупнейшим направлением экспорта не российской, а казахстанской нефти. В состав акционеров этой компании помимо нашей страны, а также официальных энергетических ведомств Нур-Султана, входят и американские, и европейские корпорации. Ежегодно через мощности КТК проходит около 60 млн тонн «черного золота». Теоретически перенаправить эти объемы альтернативными путями не сложно: за счет замещения поставок можно будет загрузить российский нефтепровод «Дружба» или использовать танкерный морской флот для доставки сырья даже в порт Усть-Луга в Ленинградской области. Для покупателей углеводородов с Тенгизского месторождения подобная рокировка, конечно, окажется неприятной — традиционно добываемые здесь энергоресурсы шли на юг Европы, а также в США.
- Что, на ваш взгляд, стало причиной остановки работы КТК на месяц, принятое судом Новороссийска?
- На первый взгляд решение о приостановке действия КТК было принято на основе технологических факторов: в марте произошла авария, вследствие которой два из трех причальных устройств, занимающихся погрузкой сырья в танкеры, получили серьезные повреждения. Это привело к разливу топлива в Черное море. Потом отгрузка «черного золота» была снижена из-за работ по обезвреживанию неразорвавшихся торпед и мин времен Великой Отечественной войны. Теперь — взрыв, произошедший в результате гидротеста в трубе с атмосферным газом, который даже привел к человеческим жертвам. Основания для остановки, которые свидетельствуют об экологических или технологических нарушениях на производственных объектах трубопровода, более чем убедительны.
- Но есть и какие-то другие версии?
- При желании в принятом решении можно найти и политическую подоплеку. Поскольку акционерами КТК являются представители стран, предъявляющих России экономические санкции (США, Италия, Великобритания), то отношение Москвы к этому проекту становится более пристальным. Если ранее российские ведомства могли бы не так строго поступать к экспортному нефтепроводному маршруту Казахстана, то теперь наши регулирующие органы будут предельно придирчиво оценивать работу КТК и при наличии любых технических или экологических несоответствий поступать, как говорится, по всей строгости закона, не выходя при этом за рамки юридической базы.