Российская нефть становится токсичной в прямом смысле слова. Европа ограничивает импорт не только произведенных в нашей стране жидких углеводородов, но и собирается ограничить различные виды блендирования нефти, то есть результаты смешивания сырого продукта, добытого на западносибирских месторождениях, с сортами, поставленными ближневосточными или среднеазиатскими компаниями.
До последнего момента создание нефтяного купажа, доля российских углеводородов в котором составляла бы менее половины, было одним из официальных способов обойти европейские санкции, под которые попадала чуть ли не половина российского экспорта. Первой о подобной возможности еще в апреле объявила англо-голландская Shell, которая предупредила, что будет пользоваться так называемой «латвийской смесью», в составе которой российский сорт Urals не превысит 50%. Смешивание сырья разных добытчиков осуществлялось в прибалтийском портовом городе Вентспилс, а изготовленный микс вроде бы был не подсанкционным. Но после разъяснений Брюсселя поставка таких смесей также попадает под запрет.
Стоит отметить, что купажирование нефтяных сортов является чуть ли не самым излюбленным методом экспорта из стран, подвергнутых энергетическим санкциям. Аналогичную практику в 2000-2010-х годах активно практиковал Иран, а затем и Венесуэла. Более того, нефтяные купажи представлялись рынку на вполне официальном уровне. В частности, на Сингапурской сырьевой бирже еще около двух десятков лет назад была презентована смесь, составленная на основе ближневосточной легкой нефти-сырца. Похожие бленды широко распространены на малайзийском и индийском рынках, покупатели которых далеко не всегда брезгуют санкционным «черным золотом».
По мнению экономиста Андрея Лободы, директора по внешним связям BitRiver, новые регуляторные инициативы ЕС весьма лаконичны, и в их пояснениях содержится большая недосказанность. Каждая европейская страна может трактовать нововведения по-своему, что дает возможность нефетрейдерам изобретать дополнительные уловки.
«Турция, Иран и Индия в создании новых блендов набили руку и могут легко обходить все санкционные ограничения. Не исключены показательные скандалы со стороны Запада, когда в импортируемых ЕС нефтепродуктах будет, по их мнению, очень высокий «российский след». Такую продукцию будут изымать и передавать на европейские нефтеперерабатывающие предприятия», - предупреждает эксперт. По его мнению, к концу года Москве вполне под силу перенаправить до 30-40% экспорта нефти в Юго-Восточную Азию. «Международные, в частности, европейские трейдеры найдут возможность сохранить маржинальность бизнеса, а территориальное происхождение нефти не окажется для них принципиальным вопросом», — говорит Лобода.
На метод определения «гражданства» углеводородов обращает внимание и инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. Шестой санкционный пакет Европы допускает импорт топлива, произведенного из российской нефти в третьих странах. При этом предусматривается строгий анализ горючего в каждом конкретном случае.
Непонятно, как такой процесс будет осуществляться на практике. Можно представить ситуацию, когда два танкера, передвижение которых нетрудно отследить по спутнику, встречаются в открытом море. Одно судно с российской нефтью, второе — с сырьем из другого региона планеты. Западные специалисты смогут тогда обвинить владельцев танкеров и груза в преднамеренном блендировании сырья и забраковать всю партию. Законность таких действий, даже подтвержденных санкционными меморандумами, можно будет оспорить, поскольку факт перевалки «черного золота» с одного борта на другой не будет задокументирован и доказать изготовление «токсичной» смеси юридическими способами окажется невозможным. Европе тогда придется судиться не с российскими добытчиками, а с собственными нефтяными компаниями, обеспечивающими топливную стабильность континента.
«При желании идентифицировать российскую нефть европейцы смогут только с помощью косвенных признаков, вроде юридического, финансового или транспортного «следа», — рассуждает аналитик TeleTrade Алексей Федоров. — Вопрос в том, станет ли ЕС это делать, учитывая административные издержки, увеличение сроков поставок и рост цен на нефть.
Скорее всего, за счет своих объяснений деталей эмбарго Брюссель создал опцию для возможности полного перекрытия морских поставок российской нефти, если это понадобится». По мнению аналитика, либо власти ЕС вынуждены будут пойти на такие жесткие меры в будущем, приспосабливая под них технологические возможности осуществления полноценного анализа нефти, либо им придется закрывать глаза на некоторые экспортные манипуляции. Последнее более вероятно — с учетом нарастающего дефицита энергоресурсов в странах Евросоюза.