За последнее время, и на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, и на съезде РСПП, руководители экономического блока правительства Андрей Белоусов, Антон Силуанов, Максим Решетников неоднократно высказывали мнение о «переукрепленности» рубля, его якобы оптимальном курсе в 70-80 за доллар (против нынешнего биржевого, составляющего примерно 50), назвали «неконтролируемое укрепление рубля» угрозой для экономики.
Гражданам, далеким от экономики, не совсем понятно, чем не устраивает наш кабмин крепкий рубль, который в условиях «ядерных санкций» не гнется и не проваливается перед американской, европейской и прочими хвалеными валютами. Ведь в нашем, обывательском представлении, крепкий рубль означает финансовую стабильность и торможение разгулявшихся цен.
Так что же не так с рублем сегодня? Об этом мы спросили Михаила Беляева – финансового аналитика, кандидата экономических наук.
- Экономический блок правительства заботится о наполнение бюджета привычными способами. И на ситуацию смотрит глазами экспортеров. Вероятно потому, что наполняемость нашего бюджета доходами по-прежнему во многом зависит от экспортной выручки.
- Что вы имеете в виду?
- Когда рубль крепкий, экспортная выручка в пересчете на рубли получается меньше, чем когда он слабый. Это чистая арифметика. Заработал, условно, от продажи нефти один доллар, получил 53 рубля. А когда курс составляет, допустим, 80 рублей, то выручил от продажи почти на 30 рублей больше.
- Но есть еще и импортеры, которые покупают за валюту и продукты, и технику, и комплектующие. Такое соотношение валют не в их интересах…
- Это обратная сторона медали. За 53 рубля можно купить доллар, а на него какой-нибудь узелок для компьютера. А так он будет стоить уже 80 рублей, в том числе - в магазине. Создается впечатление, что проблемы импортеров волнуют наши власти в меньшей степени, чем экспортеров, отсюда желание ослабить курс национальной валюты. Свое влияние на ситуацию оказывает нефтегазовое лобби, представленное во властных структурах.
Однако в рыночной экономике, при плавающем курсе, не может быть хорошего или плохого курса. Он такой, какой сложился в результате многих макро- и микрофакторов, внешнеторговой деятельности. Все это воедино сводит не чиновник в кабинете, а биржа. Она выдает сложившийся курс.
- Обсуждается идея на время установить фиксированный курс…
- Получим краткосрочное удовлетворение запросов наших экспортеров и наполняемости бюджета. Но этот «ручной режим» регулировки уже в ближайшей перспективе аукнется такими перекосами финансового рынка, что временные выигрыши выйдут нам боком.
В экономике не существует инструмента, чтобы просто так, по указке сверху, изменять курс с 50 до 70 или 80 рублей.
- Некоторые эксперты предлагают отдельно стимулировать импорт. Как вы на это смотрите?
- Его нельзя стимулировать до бесконечности, экономика вбирает в себя столько импорта, сколько ей нужно на данный момент. Но главное – как такая позиция сочетается с программой импортозамещения? Правая рука не знает, что делает левая? Здесь нужно выбирать или одно, или другое.
- Если представить, что завтра у нас установится курс доллара по 80 рублей, что изменится в жизни россиян? Как мы это почувствуем?
- Одномоментно ничего не произойдет. Те, кто когда-то покупали доллары по низкому курсу, побегут в обменники их продавать и, возможно, что-то выиграют на курсовой разнице. Большинство же граждан ничего особенно не почувствуют. Но если сейчас у них есть надежда, что импортные товары будут стоить дешевле, то при таком курсе они дешевле не станут - это факт! К тому же, слабый рубль – дополнительный стимул для роста инфляции.
- Ваш прогноз: каким будет курс рубля в ближайшее время? Похоже, что правительство намерено всерьез заняться его ослаблением…
- В нынешних условиях, с учетом состояния российской и американской экономик, он вернется к значениям 55 рублей, но «потолок» составит 60 рублей. Колебаться будет в пределах 56-58 рублей за доллар.