Расширение ежемесячных добывающих квот с 432 тыс до 648 тыс баррелей в сутки страны ОПЕК+ согласовали в самом начале лета. На очередной встрече в последний день июня участники альянса не стали менять параметры соглашения. По словам вице-премьера РФ Александра Новака, такое решение «позволит сбалансировать рынок и в полном объеме обеспечить потребителей».
Наша страна, выступающая наравне с Саудовской Аравией сопредседателем ОПЕК+, несмотря на новые ограничительные претензии Запада, которые в марте-апреле привели к некоторому снижению производства, также начала восстанавливать объемы добычи — сейчас российские производственные мощности не уступают февральскому уровню и равны примерно 9,9 млн баррелей в сутки.
Между тем, незадолго до саммита Вашингтон обратился к участникам альянса фактически с мольбой о спасении своего внутреннего рынка горючего. Министр энергетики США Дженнифер Грэнхолм передала просьбу Байдена, нарастить производственные мощности на максимально возможный уровень. Таким образом, Штаты рассчитывали если и не снизить, то хотя бы остановить галопирование топливных цен, которые всего за год с небольшим, согласно данным Американской автомобильной ассоциации, выросли более чем вдвое — до $5 за галлон.
«Решение ОПЕК было ожидаемым. Самочувствие американской экономики и риски новых локдаунов в других регионах с высоким топливным спросом серьезно давят на котировки. Однако на фоне рукотворного энергодефицита в ЕС и США, а также высокого спроса и очередного геоэкономического обострения на дешевую нефть в ближайшие годы рассчитывать не стоит», — экономист, директор по внешним связям BitRiver Андрей Лобода.
Впрочем, нынешнее повышение квоты — это, судя по всему, максимум, на который сегодня способны пойти страны ОПЕК+. По оценке Deutsche Bank, альянс из-за технологических ограничений просто не в состоянии выполнять поставленный план по оперативному увеличению добычи — в мае организация недовыполнила свои обещания по расширению производственных мощностей примерно на миллион баррелей в сутки.
«Фактор, определяющий сейчас цены на «черное золото», один — это кривая спроса и предложения, — объясняет специалист департамента стратегических исследований Total Research Глеб Финкельштейн. — Учитывая, что спрос постепенно растет, предложение остается практически на прежнем уровне, а энергокризис в Европе провоцирует рост котировок из-за эмбарго на российское топливо, то нетрудно догадаться, что цены в будущем продолжат расти. При худшем сценарии котировки могут взлететь до $200».