Для массового потребителя самым заметным останется уход «пищевых» брендов. Притом не спасает народ от волнения даже формулировка «приняли решение об уходе, но пока он находится в реализации». Такие бренды, как Valio (производитель молочных продуктов), Paulig (кофе), шведская AAK Baltic Holding, немецкий Dr. Oetker, Fazer (хлебобулочная продукция), Bud и Hoegaarden Anheuser-Busch InBev (InBev), хоть еще можно встретить на полках в магазинах, но их будущее находится в подвешенном состоянии.
По-прежнему работают фабрики и офисы швейцарской Nestle, хотя заметно сократилась номенклатура товаров. Французский Danone сохраняет производство базовых молочных продуктов, детского и лечебного питания в России, однако приостанавливает инвестиционные проекты. Американская компания Mars продолжает управлять заводами в 5 регионах страны и научным центром по изучению питания домашних животных.
А вот те зарубежные компании, которые не захотели адаптироваться к текущим условиям, ждет нерадужная перспектива. Например, литовская компания Viciunu grupe (торговые марки Columbus) приняла решение полностью закрыть производство в Советске (Калининградская область), да и чешские производители пива Budweiser Budvar и Staropramen тоже не смогли найти нового российского обладателя и свернулись.
На фоне этих сообщений интересна позиция южнокорейской компании Paldo, которая выпускает знаменитый «Доширак». Несмотря на позицию руководства Южной Кореи, она, вслед за остальными южнокорейскими компаниями («Хендэ мотор», «Лотте», CJ и другие), похоже, планирует развивать бизнес в России.
«Доширак стоит» в стороне от других южнокорейских брендов, поскольку его деятельность затрагивает продовольственную безопасность страны. По данным Росстата, треть жителей страны старше 14 лет хотя бы раз в месяц едят сухие продукты быстрого приготовления – каши, картофельное пюре или заварную лапшу. Ежедневно такую пищу употребляет 3,9 % россиян старше 14 лет, а это порядка 5 миллионов жителей страны! По данным международной ассоциации производителей лапши быстрого приготовления World Instant Noodles Association, в 2020 году в России продано более 2 млрд порций лапши. Наша страна занимает 12-е место в мире по этому показателю. Объемы растут непрерывно и только за последние 5 лет выросли на четверть. Основной конкурент «Доширак» на российском рынке – ООО «Маревен Фуд Сэнтрал» (бренды «Роллтон» и Bigbon). По данным сетевого издания ТВК Красноярск на 2019 год, «россияне, согласно данным исследования, в 45% случаев покупают «Роллтон», в 36% − «Доширак».
«Доширак» (как и другие недорогие продукты) – яркий индикатор социального самочувствия страны. Лапша быстрого приготовления является самым доступным продовольственным товаром. В России у Paldo два завода – в Раменском и Рязани. Несмотря на южнокорейские технологии и производственные стандарты, российское производство «Доширака» периодически становится предметом критики в СМИ. Так, в 2018 году завод компании в Раменском был оштрафован, поскольку предприятие производит выброс 32 видов загрязнителей в атмосферу, при этом не имея согласованного плана по снижению выбросов. Требования были исполнены. Через несколько лет, в сентябре 2021 года, в соцмедиа и затем в СМИ появилась новость о том, что на полках магазинов некоторых городов стал пропадать «Доширак». Со ссылкой на источник в неназванной федеральной продуктовой сети сообщалось, что завод компании временно закрывается на модернизацию.
Вскоре после введения западных санкций СМИ сообщили, что Южной Корее удалось договориться с США об исключении корейских компаний из санкционной политики, в обмен на введение Сеулом собственного экспортного контроля в отношении поставок в РФ. При этом Корея присоединилась к финансовым санкциям США. Новый президент Южной Кореи Юн Сок Ёль в мае призвал принимать активное участие в международном давлении на Россию.
Тем не менее свои мотивы у Paldo в России есть. Компания не хочет ссориться как с властями Южной Кореи, так и России, и изо всех сил пытается сохранить сверхприбыльный бизнес в нашей стране. Ее нынешнюю позицию можно охарактеризовать русской поговоркой «и нашим и вашим».
Однако еще в марте The Korea Times (южнокорейское СМИ) отмечала: «Если война в Украине продолжится во второй половине этого года, корейские компании могут столкнуться с различными проблемами. Будет нехватка сырья и рост цен на логистические услуги в России, что может вынудить продовольственные компании поднять цены на свою продукцию».