Но думы о будущем потребительского рынка не покидают никого. Не миновала чаша сия и АКОРТ — ассоциацию, которая объединяет крупные торговые сети. И которая, как оказалось, на переднем крае борьбы с взбесившимися розничными ценами.
Ну, так вот, чтобы их сдерживать, отрасль просит у правительства существенных для себя преференций.
Мягко говоря, просьба «скидок» со стороны правительства для не самой бедствующей структуры у многих россиян вызывает удивление. Известно, что в России действует программа по снижению цен на лекарственные препараты — они не менее значимы в нашей жизни, чем хлеб наш насущный. Однако аптечная сеть за такими компенсациями не обращается.
Мы знаем, что торговые сети ранее взяли на себя добровольные обязательства снизить наценку на социально значимые продукты 25 видов с 22 % до 7 %. И тем самым вроде как обрекли себя на определенные убытки. Хотя не секрет, что потери восполняют за счет наценок на другие товары.
Но этих мер в борьбе с ростом цен, оказывается, недостаточно. То тут, то там «прорывает», с разных уголков страны покупатели взывают к контролю — то сахар подорожал, то маргарин..
Вот чтобы раз и навсегда прекратить эту ценовую свистопляску, АКОРТ направил письмо в Федеральную налоговую службу, в котором просит принять новый пакет мер поддержки торговой отрасли. А именно: для предприятий, торгующих продуктами первой необходимости, снизить НДС — сейчас он составляет 13%. Еще для таких предприятий ассоциация лоббирует продление на год сроков уплаты страховых взносов за июль-сентябрь и налогов на прибыль, имущество и НДФЛ за январь- сентябрь. Годовая продовольственная инфляция подбирается к 20%, кредиты для пополнения оборотных средств торговле предоставляются под высокие банковские проценты. И тут тоже было бы неплохо подсобить торговле. Все эти меры, вместе взятые, по мнению АКОРТ, позволят снизить цены на торговых полках на 10 %.
В общем, ситуация, как в том анекдоте: дайте воды, а то так есть хочется, что переночевать негде...
На первый взгляд письмо в налоговую пронизано заботой о покупателе. Не корысти ради, а токмо для снижения цен на социально значимые продукты: хлеб, молоко, масло.... Если правительство не пойдет навстречу торговле, то они и дальше будут дорожать — как их ни сдерживай.
С другой стороны, пойдет ли наше правительство на такие уступки ритейлу? Да, судя по всему, положение у торговых сетей зашатались. Как сообщается на сайте АКОРТ, покупательная способность населения снизилась и в нынешнем году ожидается падение товарооборота на 8-9 %.
Но кому сегодня легко? Уж не правительству точно, которое, как Кощей, трясется над каждой копейкой. Ситуация в экономике сами знаете какая — санкции, ограничения, блокировка валютных резервов. А здесь раз — и из бюджета уйдут миллиарды рублей налогов, которые бы пополнили казну. И пошли бы, между прочим, на выплату пенсий, зарплаты бюджетникам, строительство новых детских садов и школ....
Вопрос на засыпку: куда они уйдут? АКОРТ обещает — что на снижение цен на целых 10%. То есть килограмм говядины на кости в магазине будет стоить не 600 рублей, а 540, а картошка, допустим, не 80, а 72 рубля.
А что, если цены на прилавках останутся на прежнем уровне, а «сэкономленные» таким образом средства уйдут на премии топ-менеджерам?
Если говорим о продуктах первой необходимости, то уместно вспомнить и непосредственно о тех, кто их производит — фермерах. Им, к слову, и в голову не приходит выкатить властям какие-то просьбы. Их девиз: ночь простоять да день продержаться. Кредита под уход за урожаем не получишь в банке, что уж там говорить об экономических льготах?
Но вопрос остается открытым уже который год. Как бороться с растущими ценами? Как говорил Козьма Прутков, зри в корень. А во всем мире рост цен сдерживает только конкуренция. Которой у нас в торговой отрасли совсем нет. Конкуренция выжигалась на протяжении десятилетий коррумпированными чиновниками и депутатами.
В итоге получилось, что кроме крупных торговых брендов в городах и весях ничего не осталось. Исчезли магазины шаговой доступности, куда свою продукцию пристраивали мелкие российские производители, рынки и прочие точки, где можно было бы сравнить цены и качество. Более того, чудом сохранившиеся мелкие магазинчики — уже и они заполняются филиалами какой-нибудь торговой марки.
Письмо в налоговую вытекает из монопольного положения торговых сетей на рынке — особенно в крупных городах. Они поняли, что от них многое зависит. Ведь еда — категория социально чувствительная. И что под нее и просить у властей тоже можно многое. С чем мы вас и не поздравляем! Ну а цены...Вы и правда верите, что они пойдут вниз?