На днях агентство Bloomberg со ссылкой на данные швейцарской таможни сообщил, что страна впервые с конца февраля импортировала российское золото – в объеме трех тонн. В Швейцарии находится четыре крупных завода по очистке драгметалла. Что касается Евросоюза, альянс не контролирует мировой рынок золота и его потоки: этим занимается Великобритания. Поставки слитков на экспорт из РФ в основном шли в Лондон, где расположен крупнейший мировой золотой хаб. Напрямую государства ЕС не покупали в России слитки. Первую пятерку добывающих стран составляют Китай, РФ, США, Австралия и Канада.
Важно также, что движение золота (как и нефти) не всегда можно отследить, в отличие от движения по банковским счетам. Так чего же хочет добиться официальный Брюссель своим начинанием? Об этом мы спросили вице-президента компании «Золотой монетный дом» Алексея Вязовского.
- Насколько болезненной для нашей страны является идея распространить санкции на российское золото. Имеет ли она шансы быть законодательно оформленной?
- Выглядит эта идея довольно странно. Экспорт золота из РФ в Европу и на другие мировые рынки уже фактически запрещен. Еще в марте Лондонская ассоциация рынка драгоценных металлов (LBMA) временно отозвала статус Good Delivery у российских аффинажных заводов. Это значит, что отечественные слитки лишились международной сертификации, их теперь нельзя поставлять за рубеж – в Европу, США, Канаду и так далее. Впрочем, на этом фоне выделяется новость, согласно которой три тонны золота удалось вывезти в Швейцарию.
- Может, этой стране срочно понадобилось золото, а взять его было больше негде?
- До недавнего времени в Европе было два хаба, куда стекалось наше золото – Лондон и Цюрих. Лондон сразу отпал после известных событий, а в Цюрихе, видимо, решили не торопиться. На территории Европы нет своих золотых шахт, вся добыча исчерпана еще в средние века. Швейцария остро нуждается в физическом металле, поскольку выпускает очень много деривативов на золото, фьючерсов, их еще называют бумажным золотом. В Старом Свете периодически происходят всплески запросов на драгметалл, поскольку пирамида этого бумажного золота неустойчива, она постепенно рушится. Так что не думаю, что санкции будут каким-то образом работать. Да, формально альянс может утвердить запрет на вывоз золота из нашей страны, причем не только в слитках, но и в монетах. Если это произойдет, что ж, будем через Дубай вывозить: у нас сейчас очень активизировалась торговля с Арабскими Эмиратами. Ситуация будут как с сырой нефтью: формально ее вроде бы нельзя покупать у России, но существуют обходные пути. В частности, нефть перегружают в море с одних судов на другие, перед этим смешивая на борту с сырьем из третьих стран.
- Если проводить аналогии с золотым рынком, можно ли проверить национальную принадлежность той или иной партии золотых слитков?
- Теоретически да. Существует сложный спектральный анализ, позволяющий установить происхождение золота, узнать, в каком месте оно добыто. Драгметалл вариативен по своему химическому составу – в разных месторождениях состав разный. Но это долгая и дорогостоящая процедура. Допустим, тяжелый слиток еще можно проверить, а как быть с монетами?
- Как участники российского рынка золота относятся к перспективе введения санкций?
- Спокойно относятся. Вода всегда найдет дырочку. А золото – это самая ликвидная «вода» в мире финансов, универсальный физический выразитель стоимости. Когда перестают работать валюты, обрушиваются фондовые рынки, все обращаются к золоту. Сейчас, на фоне усиления геополитической напряженности, этот интерес особенно велик. Полностью заблокировать этот рынок не получится, равно как поставить заслон нашему золоту в резервах ЦБ: оно ведь не на Уолл-стрит, а на улице Неглинной хранится, с этими «стеллажами» из слитков ничего сделать нельзя. Да, Запад будет пытаться отслеживать какие-то партии, поставки, возможно, арестовывать. Да, будут трудности, но ничего катастрофического не вижу. Мы же крупная добывающая страна – более 300 тонн добычи золота в год. Когда слитки на складах международных банков и бирж закончатся, сразу вспомнят о России. А вообще, нам надо двигаться на восток, смотреть в сторону Китая и Индии – крупнейших потребителей ювелирного золота.