В июле более высокую зарплату получат те, у кого она либо равна МРОТ, либо так или иначе привязана к МРОТ. Причем тут есть нюансы: если оклад (фиксированная часть зарплаты) привязан к минимальному размеру оплаты труда, а стимулирующая надбавка остается неизменной, то совокупный доход вырастет только на разницу увеличения МРОТ.
Гражданам, работающим в районах с особыми климатическими условиями, стоит помнить, что районные, «северные» коэффициенты и надбавка за стаж не входят в МРОТ. Они начисляются сверх этого показателя.
Индексация МРОТ затронет непосредственно 4 миллиона работающих россиян. В контексте данной темы надо четко разделять две вещи: индексацию МРОТ и индексацию всего фонда оплаты труда. Проще говоря, зарплат всех сотрудников компании.
Теоретически, в соответствии со статьей 134 ТК, все организации, независимо от формы собственности, вида деятельности и режима налогообложения, обязаны повышать зарплаты пропорционально росту потребительских цен.
Другое дело, что на практике это происходит далеко не всегда по ряду причин. В частности, в федеральном законодательстве не прописан четкий порядок, как именно увеличивать выплаты, когда и на какую величину. Получается, индексация ФОТ – сугубо внутренняя сфера ответственности работодателя, в лучшем случае регулируемая каким-то собственными нормативными актами, «доброй волей» хозяев, наличием или отсутствием у них необходимых средств. (Речь идет, прежде всего, о частных, коммерческих структурах: в госсекторе индексация ФОТ не так провисает – деньги на индексацию выделяет бюджет).
С минимальным размером оплаты труда совершенно другая история: надзорные, налоговые службы бдительно следят за тем, чтобы зарплата сотрудников компаний любых форм собственности не была меньше МРОТ и отраслевых минимумов. За нарушение этого правила работодателям грозят серьезные штрафы. В итоге на рынке труда имеет место противоречие между жестко контролируемой государством индексацией МРОТ и отданной на откуп работодателей индексацией фонда оплаты труда.
«Ситуация такова: из-за давления налоговых органов компании, как правило, стараются не нарушать требования закона о МРОТ, - рассказывает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. – Вместе с тем, индексации ФОТ не происходит, и в этих условиях работодатель вынужден всячески маневрировать, изворачиваться, урезая каким-то сотрудникам стимулирующие надбавки, сокращая их количество или переводя в оклад. С юридической точки зрения придраться к таким мерам невозможно».
Еще один распространенный вид манипуляций: работодатели формально снижают нагрузку на работника, переводя на неполный рабочий день. Это позволяет сокращать заработную плату. И когда налоговики начинают проверку, в компании им говорят: в силу определенных обстоятельств нам пришлось пересмотреть трудовые договора и сократить занятость персонала.
«В общем, - резюмирует Сафонов, - ставки не поспевают за темпами увеличения МРОТ. В результате работодатели, памятуя об ответственности и угрозах штрафов, повышают зарплаты лишь тем, кто «сидит» на минималке. Причем делают это двумя способами – либо за счет более высокооплачиваемого персонала, либо меняя режим рабочего времени. В принципе, речь идет о 4 млн человек. На фоне 72 млн занятых на отечественном рынке труда - это немного».