Этот экспортный маршрут из нашей страны в ЕС можно было запустить еще в прошлом году, но самый современный канал поставки газа продолжает пустовать — новый санкционный удар Запада не дает трубе функционировать.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков отказался заниматься «гипотетическими рассуждениями» о возможной национализации СП-2 и пообещал, что в случае конкретных действий со стороны Берлина «юристы будут работать над этим вопросом».
- Для начала, давайте напомним, что такое «Северный поток -2», для чего трубопровод был построен и в каком состоянии сейчас находится?
- «Северный поток-2» был построен для транспортировки природного газа из России в Германию (далее топливо могли бы получать и другие страны континента) по дну Балтийского моря. Строилась труба, чтобы не зависеть от рискованного украинского транзита. «Под ключ» СП-2 был сдан в 2021 году, но запустить его в эксплуатацию не позволили очередные западные санкции, введенные в отношении России.
Если бы газопровод вовремя заработал, то газовые цены в Европе не приближались бы ныне к отметке в $1500 за тысячу кубометров, а оставались на вполне разумном уровне. И не надо было бы Берлину и Брюсселю готовить население ЕС к топливному голоду, ограничивая продажи бензина на АЗС и призывая к экономии электроэнергии в домах.
- Но теперь Берлин собирается национализировать часть трубопровода «Северный поток - 2», расположенную на территории Германии. Насколько такое решение будет легитимным в соответствие с европейской юрисдикцией? Какой ответ может дать Россия и «Газпром»?
- Крайне странная и загадочная ситуация. В принципе, информация о национализации части российских газовых активов на территории Германии не является новостью. Можно вспомнить, как Берлин буквально два-три месяца назад объявили об аналогичных мерах в отношении немецкого подразделения российской монополии — Gazprom Germania.
Но тогда шла речь не о безвозмездном изъятии активов, а о компенсации, которую придется уплатить немцам за потерянные нашей компанией авуары — эта структура активно занималась разведкой и добычей, а также продажей, маркетингом, трейдингом и другими проектами природного газа.
- То есть сейчас в ситуации с СП-2 вопрос компенсации даже не вспоминается?
- Поскольку опубликованная Der Spiegel информация, вероятно, и близка к действительности, однако она все же не является официальной позицией Берлина. Пока можно только гадать, на какие административные и организационные решения собираются пойти немцы в отношении ими же замороженного готового газопровода.
- Но ведь это реальные трубы, проложенные через акваторию Балтийского моря. Это актив, который вряд ли можно сравнить с обычным офисным помещением в Берлине, где ранее располагались немецкие «внучки» «Газпрома»...
- В том-то и дело. В марте сообщалось, что оператор газопровода Nord Stream 2 подал иск о банкротстве фирмы из-за санкций США, но в мае суд Швейцарии приостановил эту процедуру до 10 сентября, предоставив мораторий на выплаты кредиторам. То есть, формальных поводов для национализации активов сейчас нет.
- «Газпрому» по силам расплатиться по долгам Nord Stream 2. Но теперь эти обязательства или часть из них должны взять на себя новые владельцы немецкого участка трубопровода?
- Это было бы вполне логичным и объективным решением.
- Но что-то может помешать?
- Для изоляции этой ветки СП-2 немцы предлагают подключить ее к мобильному терминалу сжиженного природного газа.
ФРГ считает эту инфраструктуру идеальной и намерена с ее помощью транспортировать газ в южную часть страны. Правда, для реализации этой идеи государственные деятели Германии могут пойти на некоторую уловку.
Если фирма Nord Stream 2 будет объявлена банкротом, то назначенному кредитному комитету придется распродавать ее активы для покрытия долгов.
Только на создание морской ветки СП-2 было потрачено около $9 млрд. Большую часть займов «Газпром» уже погасил. Тем не менее, отдавать долги Nord Stream 2 собирался за счет транзитных тарифов, которые бы выплачивали европейские потребители за поставки «голубого топлива» по данному маршруту.
Поскольку труба так и не была запущена в эксплуатацию, то соответствующим заработком компания не может похвастаться и банкротство станет для нее самым очевидным выходом из положения финансовой несостоятельности. Правда, новому собственнику придется оплачивать кредиты своего нового производственного подразделения.
Правительство Германии может списать такие долги, но тогда придется разбираться со всеми участниками проекта — в том числе финансовыми инвесторами, вложившимися в проект - а это компании не только ФРГ, но и других европейских стран.
Национализировав участок трубопровода в собственной акватории (то есть на том отрезке, где ветка маршрута уже вышла в территориальные воды Германии), Берлин собирается серьезно сэкономить. В таком случае, придется проложить всего два-три десятка километров трубы, которая как раз и может быть подключена к мобильному терминалу по производству сжиженного топлива, и в дальнейшем станет достаточно прогрессивной инфраструктурой для транспортировки газа в южную часть ФРГ.
- И оставшиеся долги Nord Stream 2 придется оплачивать «Газпрому», который так долго трудился над созданием новой энергетической ветки в Европу, но не смог прокачать по этой линии ни одного коммерческого кубометр?
- Не все так безнадежно. Не стоит забывать, что суд Швейцарии приостановил процедуру банкротства Nord Stream 2, объявив мораторий на выплаты кредиторам. То есть временно заморозил долговые требования.
Если часть мощностей СП-2 сменит владельца и будет эксплуатироваться, то вопрос, «кто на самом деле должен заплатить» за проект, фактически повиснет в воздухе. И это не шуточная угроза.
Уже сейчас сами же немцы опасаются, что план подключения морского трубопровода к мобильному СПГ-терминалу приведет к серьезным экологическим проблемам, так как СП-2 проходит по территориям, природа которых строго охраняется. Любое изменение маршрута может потребовать новой процедуры разработки плана и проверку влияния проекта на окружающую среду.
Экологическое согласование морского участка трубопровода фактически доходило до судебных разбирательств против «Газпрома». Ситуация может повториться уже без участия российской монополии.
Хотя теперь, когда Россия рискует потерять контроль над управлением СП-2, можно ожидать, что документальное урегулирование переориентации газового направления вызовет со стороны европейских потребителей гораздо меньший поток претензий.