Как напоминает Bloomberg, еще в марте Европе предсказали дефицит подсолнечного масла. Местные маслоэкстракционные заводы получают из Украины 35-45% сырья для производства. Сегодня его нехватка ощущается во все возрастающей степени. Например, британская сеть супермаркетов Iceland Foods Ltd в 2018 году обязалась полностью отказаться от пальмового масла, но вернулась к его использованию в 25 товарах, включая замороженный чесночный хлеб, бисквитные пудинги, чипсы и шампуни.
В свою очередь, как отмечает Bloomberg, экспортеры «пальмы» не упускают шанса отвоевать долю рынка, клятвенно обещая заказчикам не вырубать леса, не расчищать новые земли и не задействовать принудительный труд. «Гринпис» считает такое «экологичное» поведение мошенничеством.
Россия начала активно закупать пальмовое масло еще в 1990-х годах, в основном из-за его дешевизны, позволяющей снижать себестоимость производства. Сегодня это самое используемое пищевое масло в мире: на 2-м месте — соевое, на третьем — рапсовое. Оно входит в состав шоколада и других кондитерских изделий, а также мыла, губной помады и биотоплива. Соответственно, его удорожание увеличивает издержки во множестве индустрий, от ресторанной до косметической. Из-за особенностей своей структуры тропические масла (пальмовое, кокосовое, какао) являются полутвердыми, что крайне удобно для изготовления кремов и начинок.
В 2021-м году российский импорт «пальмы» составил около $1,2 млрд, причем 97% было ввезено из Индонезии — крупнейшего производителя, на чью долю приходится половина мировых поставок (30 млн тонн). C 28 апреля 2022-го власти в Джакарте запретили вывоз своего главного стратегического товара из-за недостатка предложения внутри страны и максимального за три года скачка инфляции. Само масло подорожало в Индонезии вдвое, в результате в крупных городах прошли массовые уличные столкновения. Месяц спустя экспорт был возобновлен.
«Безусловно, мировые цены на масличные растут, но динамика крайне неровная и абсолютно не критичная, - говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. - Что касается пальмового масла, то изменения в мировой конъюнктуре играют на руку экспортерам, прежде всего, развивающимся экономикам в Азии. Сложно сказать, насколько дефицит подсолнечного масла ударит по Европе, обладающей мощной индустрией оливкового масла. Ну а для России я не вижу каких-то особо тяжких последствий: страна полностью обеспечена отечественным сырьем. В прошлом году произвели 6,6 млн тонн масел при внутреннем потреблении 3,2 млн тонн, причем больше половины ушло на экспорт».
Действительно, в последние годы объемы импорта «пальмы» росли достаточно существенно, особенно на фоне возникшего в ковидном 2020 году дефицита подсолнечного масла. Однако, по данным статистики, в целом доля этого масла на рынке остается невысокой: в США и ЕС на пищевые цели его ежегодно расходуется по 3,5 млн тонн, в России — 80-90 тысяч тонн.
«Пальмовое масло активно используется в кондитерской индустрии, заправлять им салаты как-то не актуально, - рассуждает Масленников. - А вообще, с ним связано несколько стойких мифов и предубеждений. Отношение диетологов и производителей к нему неоднозначное: все зависит от степени очистки и от сферы применения. Разброс симпатий и антипатий носит по большей части рекламно-вкусовой характер».
Между тем, ситуация на глобальном рынке растительных масел постоянно меняется, и под угрозой тотального дефицита может оказаться абсолютно любой вид, включая «пальму». Заместить это сырье России будет нечем: как поясняют специалисты, той же «кондитерке» нужен именно твердый состав пальмового масла, а подсолнечное при гидрогенизации образует вредные трансжиры.