Официальные российские экономические ведомства, судя по их годовым прогнозам, похоже, понимают, что текущие показатели — это еще цветочки. Так, Банк России сегодня признает, что снижение ВВП по итогам 2022 года может оказаться меньше апрельского прогноза в 8–10%. В любом случае — это большое падение.
Значит, надо что-то делать, противостоять этому падению. Правительство уже приняло достаточно много мер, призванных ослабить удар кризиса. Среди них можно выделить несколько, которые направлены на то, чтобы снять с бизнеса ограничения, предоставить ему максимальную свободу. Однако свобода получается такая, что она порой граничит (или даже переходит границу) со вседозволенностью. Но, может быть, это именно то, что необходимо в столь непростые времена? К мерам по расширению свободы предпринимательства сегодня можно отнести следующие: освобождение бизнеса от плановых проверок со стороны контрольных органов, параллельный импорт, принудительное лицензирование… В результате получается такая политика: «делай что хочешь».
Но хорошо ли это? Ответ на этот вопрос хочется начать с такой яркой меры, как разрешение автомобилестроителям выпускать машины с двигателями по стандарту Евро 0, а также без подушек безопасности, систем ABS и ESP. Понятно, что реализация данной меры отбрасывает нас лет на 30 назад — и в плане технологии, и в плане безопасности. С другой стороны, хоть что-то наши автомобилестроители будут делать. А вот нужно ли потребителям это «что-то»? Зато скажут — импортозамещение. А оно нам надо — такое импортозамещение?
Ладно, эта мера, конечно, яркая, но не системная. Вернемся к мерам системным. Что однозначно заслуживает слов одобрения, так это мораторий на плановые проверки бизнеса. В числе первых мер антикризисного характера был предусмотрен запрет до конца 2022 года на проведение плановых проверок предприятий и предпринимателей. Плановые проверки были сохранены только в отношении ограниченного перечня объектов контроля, в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности.
Проведение же внеплановых проверок разрешается лишь в исключительных случаях, при угрозе жизни и причинения тяжелого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны, безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Причем проверки эти должны быть согласованы с органами прокуратуры.
Хороша ли эта мера в условиях кризиса? Без всяких сомнений. Тем более, что в первый год пандемии COVID-19 — в 2020 году — такой мораторий уже был реализован. Ничего страшного тогда в экономике из-за отмены проверок не произошло. Таким образом, это не только вполне допустимая, но и необходимая мера в кризисный период.
Идем дальше: в стране теперь разрешен параллельный импорт. Соответствующее решение было принято правительством еще в конце марта 2022 года. Был разрешен ввоз в страну востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей. Ответственность за так называемый параллельный импорт была отменена. Позднее Минпромторг утвердил первоначальный перечень товаров для параллельного импорта, в который вошли более 50 категорий. Среди автомобилей и запчастей, к примеру, были сняты ограничения по таким маркам, как Tesla, Toyota, Land Rover, Jeep, Jaguar, Chrysler, Bentley...
До принятия этого решения ответственность за параллельный импорт была установлена в стране достаточно внушительная: компания-импортер должна была выплатить компенсацию правообладателю в размере до 5 миллионов рублей, а товары должны были быть уничтожены. Теперь — все, никакой ответственности. Ввози, импортируй без согласия правообладателя, и тебе ничего за это не будет.
Ничего не будет и в том случае, если, к примеру, начать производить какое-нибудь импортное лекарство, не имея на это соответствующей лицензии. То есть лицензия на выпуск будет получена (хотя это слово в данной ситуации не очень-то подходит) на принудительной основе. Захотим выпускать какое-нибудь лекарство — будем выпускать. Спорная мера, между прочим, так как никакие санкции пока не распространяются на поставку в Россию лекарственных препаратов. Есть ограничения на клинические испытания в России новых препаратов — это да, но не на поставки уже выпускаемых лекарств. Этот пример оказался заразительным, и уже появились предложения о распространении принудительного лицензирования не только на производство лекарственных препаратов, но и на другие сферы, к примеру, на индустрию кинопроката. Однако сами кинопрокатчики засомневались, что это надо делать, потому что издержки от таких методов могут быть в будущем весьма значительны.
Есть и другие предложения по возможным мерам, расширяющим свободу предпринимательства — свободу, граничащую со вседозволенностью. Так, было предложение снизить размер экологических штрафов в 4 раза. А чего стоит предложение организовать собственное производство к деталям самолетов иностранного производства! Как потом летать на Boeing и Airbus, которые при ремонте укомплектованы нелицензированными деталями?
Как же относиться ко всем этим мерам? Тактически, по-видимому, сегодня без них не обойтись, потому что критично важно, чтобы экономика не встала окончательно. Но даже в этом случае не должны приниматься решения, которые могут плохо отразиться на безопасности и здоровье граждан. И в этом плане разрешение автомобилестроителям выпускать технику с двигателями по стандарту Евро 0, а также без подушек безопасности, систем ABS и ESP представляется по меньшей мере спорным.
Однако надо понимать и стратегические последствия от реализации свободы предпринимательства в таких формах. Одно из очевидных стратегических последствий — это технологическая деградация страны. Все просто: зарубежным производителям, которых коснется российский параллельный импорт, принудительное лицензирование и прочая подобная практика, вряд ли это понравится. А ведь именно эти компании, нравится нам это или нет, являются сегодня лидерами мирового технологического прогресса. Не будет в России современного технологического развития — не будет современной экономики! Вот и получается, что тактически реализуемые меры по расширению свободы предпринимательства вроде как оправданны и допустимы. Стратегически — они могут иметь серьезные негативные последствия. Поэтому такого рода меры могут быть только временного характера.
Кстати, в нашем недавнем экономическом прошлом есть хороший пример на этот счет. В самом начале 1992 года, когда стали реализовываться радикальные экономические реформы, был принят указ президента «О свободе торговли». Тот, кто помнит те времена (все-таки прошло 30 лет!), помнит и всю ту купи-продажную вакханалию около станций метро, на улицах и в переходах. Да, были какие-то ограничения. К примеру, нельзя было торговать непосредственно на станциях метро, но в принципе — кто что мог продавать, тот это и делал. Хорошего во всем этом было мало, но надо сказать, что во многом благодаря такому решению удалось в те годы избежать голода. Кто-то хоть сколь-нибудь мог заработать, кто-то подешевле купить.
Были ли издержки? Разумеется, и еще какие! Антисанитария, фальсификаты, последствия потребления товаров с рук… Но в целом тактически мера была вынужденной и оправданной. Однако достаточно скоро упомянутый указ фактически перестал действовать, потому что стратегически это был все-таки перебор.
Есть ли шансы в этот раз достаточно скоро отказаться от принятых мер? Не думаю: обстановка пока к этому явно не располагает. И в этом — большая проблема.