Развитие Рунета и обеспечивающих его работу цифровых технологий стало одной из главных тем ПМЭФа. Исследования, проведенные накануне спецоперации, продемонстрировали, что регулярная аудитория российского сегмента достигла 100 млн человек. А с учетом разовых и периодических заходов русскоязычные сайты посещают около 200 млн пользователей. По словам Максута Шадаева, с марта интерес к интернет-ресурсам значительно возрос — именно там, а не в телевизоре, многие россияне ищут информацию о происходящих событиях. Однако предпочтения аудитории несколько изменились. На первом месте продолжает оставаться YouTube, на долю которого приходится 17–18% трафика. Второе место вместо ТикТока, который в связи с законом о фейках ввел ограничения для пользователей, заняла соцсеть ВКонтакте — ее трафик вырос на треть и превысил 10%. Также «подрос» Телеграм — с 2% до спецоперации до 6%. А вот доля Вотсапа остается стабильной и не превышает 2%.
Самой очевидной причиной таких изменений, казалось бы, является блокировка трех популярных иностранных соцсетей (Инстаграма, Фейсбука, принадлежащих признанной экстремистской и запрещенной в РФ компании Meta, а также Твиттера). Однако Максут Шадаев дал понять, что россияне и сами утратили к ним интерес. Несмотря на доступность VPN (сам Песков говорил, что пользуется такими сервисами), только пятая часть прежней аудитории продолжает заходить на запрещенные ресурсы. «На 80% закончилось потребление», — подчеркнул чиновник. Шадаев признал, что блокировка соцсетей явилась неприятным, но вынужденным решением. И выразил надежду, что российским властям больше не придется прибегать к ограничениям, в частности, запрещать YouTube. «Задача государства — обеспечить поддержку новых инициатив, решить вопрос доступа к финансированию. Но Рунет для своего развития должен оставаться свободным и незарегулированным», — подчеркнул Шадаев, отметив, что главный вызов Минцифры — найти баланс между защитой прав граждан и сохранением свободной креативной среды.
Власти исходят из того, что крупные иностранные игроки в обозримой перспективе в Россию не вернутся и освободившиеся после их ухода ниши придется осваивать отечественным айтишникам. Сейчас российские компании по мере возможностей стараются найти замену ушедшим сервисам, и лидеры этого «забега» определятся к началу 2023 года. Пока в российском «магазине» имеется порядка 500 приложений, но их число постоянно растет, а количество скачиваний выросло до 500 тыс.
Евгений Касперский рассказал, что его компания сейчас делает упор на создание систем гарантированной защиты: потребность в них возросла в связи с мощными кибератаками, начавшимися после спецоперации на Украине. Хакеры в 8 раз чаще стараются вывести из строя сайты российских медиа, госорганов, нарушить работу крупных компаний и предприятий. «Это политически мотивированные атаки», — заявил эксперт, отметив, что одновременно с этим число криминальных атак снизилось примерно на 20%, что позволяет сделать вывод о том, что деньги у россиян вымогали именно с территории Украины. «Вы заметили, что из службы безопасности банков звонить последние два месяца перестали?» — поинтересовался у аудитории Касперский. Он пообещал, что через несколько лет российские айтишники совершат настоящее чудо и представят миру совершенно новую операционную систему, у которой будет иммунитет к любым хакерским атакам. «Ей вообще не нужен антивирус», — подчеркнул разработчик.
Естественно, представителей отрасли беспокоило, как власти собираются решать кадровый вопрос. Айтишников в России под все задачи катастрофически не хватает. Плюс ряд специалистов после 24 февраля покинули страну. Шадаев сообщил, что количество мест в профильных вузах будет увеличено. Кроме того, программированию начнут целенаправленно обучать старшеклассников и студентов непрофильных учебных заведений — «как раньше всем подряд преподавали математику». «Понятие айтишник исчезнет, — подтвердил Касперский, — все будут айтишниками, даже продавщицы».