На первый взгляд всё как обычно. Некоторые стойки отмечены яркими значками распродажи и привлекают клиентов яркими ценниками, где-то даже обещают знакомство с коллекцией весна–лето-2022… только не везде. Надежду попробовать последнюю новинку «Шанель» — какой-то волшебный аромат, посвященный розам и Парижу середины ХХ века, — всякому сюда входящему лучше оставить сразу: этот бренд достаточно четко высказал свою позицию и передумывать пока не собирается. Поэтому распродает остатки. Однако не одной же «Шанелью» мир богат?
Вот и начнем с ее прямых конкурентов: чем порадует «Герлен», например? Подхожу к прилавку, продавец-консультант не заставляет себя ждать.
— Добрый день! Вас духи интересуют?
— Да, — и произношу конкретное название новинки, которая (точно знаю!) была выпущена в апреле. Улыбка на лице продавщицы мгновенно тает.
— Этот ветивер?.. Нет, его нет. Если будет, то точно не раньше сентября, да и то вряд ли. Нам так сказали.
После этого консультант сразу же теряет к покупательнице интерес: становится ясно, что заинтересованному в конкретном аромате человеку не продашь хоть что-нибудь из остатков с дежурной сопровождающей фразой «попробуйте, очень модный запах».
Впрочем, в нынешних реалиях попробовать — уже достаточно сложная задача. Остатки-то, aдопустим, еще не распроданы — вон, даже на прилавке чудовищно популярного (и дорогого!) американского бренда еще стоят яркие коробочки, — но вот флаконов-тестеров почти не осталось. Те, что были, закончились, а новых не предвидится. Открыть же в качестве тестера один из предназначенных на продажу флаконов магазин не может, правила есть правила, и тестер всегда маркируется пометкой «не для продажи». Так что купить что-то сейчас гораздо проще тем, кто точно знает, чего хочет (запасной флакон любимого аромата, например).
Когда вглядываешься в ассортимент внимательно, понимаешь: заполненные полки и иллюзию былого изобилия обеспечивают прежде всего европейские и американские бренды, скажем так, второго эшелона. И речь не о том, что эти бренды плохие (ну, любая женщина знает, что порою духи за 2000 рублей могут быть удачнее, чем духи за 20 тысяч!), просто они другие. Также на месте осталась косметика из Азии, преимущественно из Южной Кореи, и, конечно, произведенная в России. С продукцией же европейских и американских домов с вековой историей неприятная сцена — всё вроде есть, но чего-то нет!
— В этой линейке, кажется, был еще аромат с геранью? — уточняю у консультанта, поспешившего на помощь. Она быстро меняет улыбку на довольно тоскливое выражение лица.
— Был. Закончился. Раскупили, — девушка разводит руками, потом улыбается. — Зато, смотрите, осталась еще весенняя лимитка с мимозой! Я дико удивлена, что не раскупили! Возьмите, это так и так будет дефицит.
Чудеса клиентоориентированности, впрочем, демонстрируют далеко не все. Консультанты британского парфюмерного дома, любимого многими ценителями минимализма, ведут себя исключительно индифферентно, ни предложений помощи, ни хотя бы попыток обратить внимание на потенциального покупателя. Сотрудников можно понять: теперь их задача не привлечь новых покупателей марки, которая так и так покинет Россию, а просто-напросто распродать остатки. К чему уж тут сантименты и профессиональные улыбки?
— Смотрите: вот тестеры, вот остатки. Не факт, что они совпадут, — равнодушно бросает девушка с фирменным бейджем и тотчас возвращается к прерванной беседе с коллегой.
Если сравнивать с мартом–апрелем, конечно, картинка депрессивная. Тогда дефицит существовал лишь в новостных лентах и, может быть, в бизнес-планах поставщиков. Сегодня он стал заметен опытным покупателям: тем, кто ищет конкретные позиции, а не просто новый парфюм на лето. Еще через пару месяцев, значит, почувствуют все?