15 июня профсоюз работников ИКЕА в Тихвине сообщил, что три фабрики ИКЕА в Тихвине, Вятке и Новгороде будут проданы, а половине сотрудников предложат уйти «по соглашению сторон». Работникам – а только в Тихвине на фабрике трудится 1200 человек, - обещали до 31 августа выплачивать заработную плату и гарантировали действие ДМС. Но уже с 1 июля администрация начнет предлагать каким-то рабочим получить по 7-8 окладов отступных «по соглашению сторон» вместо процедуры сокращения.
«Магазины ИКЕА уже не откроются. Все остатки товара будут распроданы онлайн с 1 июля сотрудникам и клиентам. Магазины будут заморожены», – проинформировал профсоюз. Напомним, в России было открыто 17 магазинов и 14 торговых центров этой компании.
Многие работники ИКЕА отказались дать «МК» комментарии, заметив только, что «у нас сложная обстановка, вы сами знаете», то есть настроение у большинства подавленное. Но Дмитрий Баранов, который работает оператором автоматических линий на фабрике в Тихвине уже 12 лет, согласился поделиться наболевшим:
– Мы не работаем уже с марта, но деньги нам платят. Причем и ночные, и за вредность. Всем платят. Но иногда вызывают на уборку. Зарплата приличная, ее будут выплачивать до сентября. Я столько лет проработал в ИКЕА, и я не хочу с ней расставаться! И мне не нужны эти 7 окладов, которые обещают, если уйдешь по соглашению сторон в сентябре… Да и вообще, как выкинуть 1200 человек? Для Тихвина это будет шок. Тем более и Тихвинский вагоностроительный завод закрыт, на котором работали 7500 человек! У вагонки нет американских подшипников, вот и стоят с мая… Мне уже 57 лет. И сейчас в городе работу не найти. Поэтому надеюсь, что ИКЕА вернется...
Профсоюз между тем заверил на своих инфоресурсах, что хоть «ИКЕА прощается с Россией, но профсоюз не прощается с ИКЕА». Профсоюзные организации, работающие в магазинах и на предприятиях компании, настроены добиваться достойной компенсации для ее сотрудников. О вероятной судьбе объектов европейского мебельного гиганта и его коллектива «МК» рассказал органайзер профсоюза работников лесных отраслей Александр Илларионов:
– Очевидно, что компания хотела бы все провернуть по-тихому. У тех, кто занят на производстве, собрание для работников прошло ранее, в пятницу. Компания воспользовалась моментом, что сейчас работники в коллективном отпуске, то есть руководство посчитало, что реакция будет не столь энергичной…
Илларионов рассказал нам, что производство будет продаваться, но с приблизительно половиной сотрудников. Цифра может варьироваться в ту и другую сторону. Соответственно, от приблизительно половины рабочих будут избавляться. Но администрация хочет это сделать по процедуре «соглашения сторон», так как «сокращение» – очень сложный, долговременный и неудобный процесс.
– Предварительно администрация озвучила, что при увольнении «по соглашению сторон» будут выплачивать 7-8 окладов, но это еще не точно, – говорит собеседник. – Не исключено также, что кого-то будут «ловить» на нарушениях, и таким предложат уволиться «по собственному» или вообще уволят по статье.
– А с работниками магазинов какая ситуация складывается?
– С магазинами тумана еще больше. Они уже не откроются. Администрация говорит: «Будем продавать». Но должен быть крупный покупатель, чтобы взять все магазины со складами и логистическими центрами.
Нам пока не ясно, будут ли продавать магазины с «голыми стенами» и с минимумом работников, которые обеспечивают функционирование магазинного и складского оборудования, или же, как и в случае с фабриками, половину народа оставят — и эти работники как готовый бизнес перейдут к новым собственникам.
До 31 августа и на фабриках, и в магазинах с работниками будут проходить индивидуальные собеседования, им будут что-то предлагать. Наша тактика как профсоюзов – тут нужны коллективные действия. Даже если компания уходит – это может случиться в любом бизнесе, – если у работников есть коллективный договор и они закрепили в нем свои гарантии, то собственник не имеет права их отменить.
Есть категория работников, особенно это те, кто помоложе, они не хотят, возможно, связывать свою дальнейшую судьбу с конкретным предприятием. А есть семейные, много лет проработавшие в ИКЕА, это другое дело. Хотя вот в Тихвине, например, другую такую работу не найдешь.
Мы будем добиваться, чтобы те, кто хочет уйти, получил не 7-8 (то есть за 7-8 месяцев), а 12-18 окладов. В целом, по нашей оценке, ИКЕА хочет полностью скинуть активы и избавиться от сотрудников к 31 августа. Если наши действия будут тормозить этот процесс (три месяца коллективных переговоров, от которых нельзя уклониться, работники массово будут отказываться от «по соглашению сторон»), то компания будет вынуждена идти на уступки – гарантировать больше рабочих мест, увеличить суммы отступных.
Читайте материал «ИКЕА ошеломила покупателей: спекулянты взвинтили цены до небес»