Набиуллина сказала четыре «нет» насчет долларов и евро в заначках россиян

Чем запомнился первый день ПМЭФ-2022

На второй день Международного экономического форума в Санкт-Петербурге, 16 июня, солировали «сильные мира сего» из финансового блока правительства. Весь день главы ведущих министерств и ведомств с азартом обсуждали, кому на Руси жить хорошо в условиях санкций. В фокусе внимания на сей раз ожидаемо оказалась ситуация с валютой. Судя по ходу дискуссий, доллар и евро теперь официально признаны «токсичными», а рассогласование ключевой ставки (9,5%) с уровнем инфляции (17%) теперь мало кого смущает.

Чем запомнился первый день ПМЭФ-2022

Утренняя сессия «Российская экономика: современные вызовы и точки опоры» была полна горячих обсуждений.

Глава Банка России Эльвира Набиуллина сразу признала, что внешние условия для нашей страны изменились надолго, если не навсегда, сейчас необходимо проявлять гибкость и уметь быстро реагировать на меняющуюся ситуацию, в первую очередь развивать и ориентироваться на внутренний рынок.

«Всегда считалось, что экспорт — наша самоценность: у нас поступает валютная выручка в страну, — подчеркнула председатель ЦБ. — Но если на этот экспорт не покупается импорт, то нужно переосмыслить и наконец думать о том, что значительная часть производства должна работать на внутренний рынок».

Набиуллина добавила, что стабильность банковской системы в условиях кризисной ситуации, в том числе вызванной внешним давлением, — это безусловная ценность. Ну а когда речь зашла о валютных ограничениях на движение капитала, введенных после 24 февраля, Набиуллина отметила, что большинство из них должны быть сняты по мере стабилизации финансовой системы. Правда, точные сроки этих снятий или хотя бы критерии, по которым они будут производиться, она не назвала.

Но в одном можно быть уверенным: у регулятора нет планов запрещать хождение в стране доллара, евро или другой иностранной валюты, и ЦБ не планирует замораживать валютные сбережения граждан. Такое признание стало результатом прямого вопроса депутата Госдумы Андрея Макарова, который в соответствии со своим амплуа «модератора-провокатора» спросил главу Банка России, конфискуют ли в России валютные вклады.

— Нет,— ответила Эльвира Набиуллина.

— Доллар запретят? — продолжил Макаров.

— Нет,— повторила глава Центробанка.

— А евро?

— Нет. У нас еще другие валюты есть. Нет! — быстро ответила она.

Вот так мир и услышал четыре «нет» Банка России, причем это было только начало. К вопросу о валютных вкладах россиян и компаний на следующей сессии, посвященной российскому финансовому рынку в новых условиях, обратился первый зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин. Он отметил, что девалютизация активов должна идти аккуратно, чтобы не ухудшать финансовое положение клиентов, однако проводить ее нужно обязательно.

«Есть очень важный аспект, на который мы обратили внимание, — отметил он. — Сегодня мы находимся на неком переломе, когда у основной части населения все накопления  — в токсичных валютах: доллар и евро, чуть-чуть фунт, швейцарский франк, но это не так важно, в основном доллар и евро». Первый зампред ЦБ призвал подходить к «решению данного вопроса крайне аккуратно». Нельзя резкими решениями — за счет комиссии, отрицательных процентных ставок — уменьшать стоимость ресурсов у клиентов, лишать их части активов, ведь и бизнес, и граждане и так сильно пострадали от изменившейся ситуации. 

При этом Чистюхин обратил внимание, что у клиентов может сохраниться желание сберегать часть активов в иностранных валютах стран, не вводивших антироссийские санкции, например в юанях или эмиратском дирхаме. Вот здесь надо применять экономические меры по дестимулированию, хотя это и «очень плохая история».

Выход в ЦБ тоже указали. «Не принимай новые вклады, не продлевай вклады, когда они закончились, не развивай линейку в других иностранных валютах, по разным причинам устанавливай какие-то комиссии, новые ставки дополнительные», — настоятельно рекомендовал первый зампред ЦБ .

Большое внимание своими заявлениями привлек и министр финансов России Антон Силуанов. Для поддержания российской экономики, которая должна быть переориентирована на внутренний рынок, он предложил пересадить российских чиновников на автомобили «Лада».

«Государство должно взять на себя риски бизнеса по реализации товаров, обеспечить спрос, например можно пересадить чиновников на «Лады», — сказал он. По мнению главы Минфина, нужно искать новые способы поддержки экономики, потому что бюджет — это очень сложный инструмент, и нельзя допустить, чтобы бюджетные средства превращались из «лекарства» для экономики в «наркотик». А России нужно принять доктрину технологической безопасности по аналогии с продовольственной безопасностью, поскольку глобализация, к которой стремился мир, оказалась разделенной по принципу «свой-чужой». 

Помощник президента России Максим Орешкин выражал политический оптимизм. Он заявил, что тысячелетняя история нашей страны говорит о том, что Москва умеет справляться со сложностями, а это, по мнению политика, является признаком того, что Россия справится и в настоящее время с беспрецедентным давлением со стороны Запада. Но как именно это будет происходить или что конкретно следует сделать, чтобы этому давлению противостоять, не указал, отметив лишь, что к советской экономике страна не вернется.

Министр экономразвития Максим Решетников на этом фоне выглядел большим прагматиком. По его мнению, сейчас задача России — «купить время» для перестройки экономики, ее структура будет зависеть от принимаемых сейчас решений.

О невозможности возврата к прежней экономике заявил и председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов, но он имел в виду более близкий к нам исторический период: вернуться в систему, которая существовала до 24 февраля 2022 года, едва ли возможно, по его мнению.

Рассказал глава банка развития и о том, каким должен быть курс рубля. «Мы пережили трехмесячный шок, — заявил Шувалов. — Обществу нужен курс, который был накануне 24 февраля. На несколько месяцев, до года нужно пожить с курсом, к которому мы привыкли. Нужен период стабильности. Нужен период адаптации, чтобы перейти к новой стоимости рубля, к новой ставке, к новой модели. И вопрос – нужен ли уровень инфляции в 4% к 2024 году в этой новой модели? Мне кажется стоимость доллара в 70 рублей и ставка в 7,5% — это то, с чем можно стартовать в новой реальности».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28805 от 17 июня 2022

Заголовок в газете: Четыре «нет» от банка России

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру