Нет, такая формулировка — разумеется, интерпретация информагентств. Сказано было несколько иначе: Силуанов допустил теоретическую возможность пересадки. Но суть от этого ничуть не меняется. Теория ведь всегда предшествует практике. А эта теория, можно сказать, детально проработана: бери и применяй.
Разговор о «Ладе» зашел на сессии ПМЭФ «Российская экономика: современные вызовы и точки опоры». Главная мысль силуановского выступления: государство может и должно помочь отечественным производителям, занимающимся импортозамещением, с реализацией продукции. «Государство может сказать: «Давай производи, значит, подушку безопасности в «Ладе» — мы тебе обеспечим спрос, — рассуждал Силуанов. — Производи стеклоподъемники — мы тебе обеспечим спрос...»
Вопрос, как могут выглядеть такие гарантии, готово ли государство выкупать нераспроданные товары, не застал главного казначея страны врасплох. «Если мы пересадим работников государственных на «Лады», — ответил министр. Слово «если», правда, тут, пожалуй, лишнее. Что значит «если»? Других вариантов, собственно, и нет.
Очень правильно и очень логично, если пользоваться плодами импортозамещения будут в первую очередь те, кто ратовал за него, кто доказывал, что импорт — это плохо и непатриотично, кто не жалел государственных денег на соответствующие программы. Ну странно же, согласитесь, если повар категорически отказывается вкушать приготовленные им самим блюда.
А если от блюд воротят нос и другие, но повар, несмотря на это, продолжает их нахваливать, — ситуация и вовсе выглядит абсурдно. Попробуй наконец сам, черт побери! Докажи, что это вкусно и безопасно.
Комментируя силуановское предложение, многие вспоминают известную инициативу Бориса Немцова, выдвинутую им в бытность первым вице-премьером. Помнится, она даже вылилась в президентский указ, обязывавший госслужащих пользоваться автомобилями российского производства. Но, столкнувшись с повсеместным саботажем в коридорах власти, заглохла.
Тот немцовский проект называли — и продолжают называть — популистским. Но что, скажите, ужасного в таком популизме? Что плохого, если народ видит, что человек, живущий за счет денег, которые ему платит государство — то есть, в сущности, за его, народа, счет, — не брезгует автомобилями, которые в этой стране для этого народа производятся?
Плохо, когда все наоборот: деньги народные, а «тачки» и прочие жизненные кондиции страшно далеки от народа. Такой диссонанс не способствует ни социальному миру, ни экономическому развитию. Нет у такого представителя власти настоящего стимула развивать отечественное производство и повышать качество жизни населения.
В общем, есть все резоны повторить попытку. Но поскольку ситуация с импортозамещенными подушками пока не вполне ясна, пороть горячку, наверное, не стоит. Есть разные чиновники и депутаты. Не все вызывают одинаковые чувства, далеко не всех хочется отправить испытывать надежность отечественных подушек безопасности. Но есть и такие, кого, право, очень хочется.
Что если составить некий списочек, собрать его фигурантов да и организовать автопробег, коим ударить по бездорожью, разгильдяйству и сомнениям в успехах импортозамещения? И пусть устыдятся те, у кого возникли черные подозрения по поводу целей этого плана. Вы, господа, похоже, не верите в наши успехи.