Некоторые американские производители поставили на «стоп» импорт крепкого алкоголя в Россию — речь идет преимущественно о тех, кто привозил американский бурбон.
Как отметил Иван Волков, независимый эксперт алкогольного рынка, о каждой категории напитков нужно говорить отдельно.
— Сейчас мы обсуждаем шотландский виски и премиальный коньяк. Для барной и ресторанной индустрии проблемой может стать ром. Все остальные напитки вполне реально заменить, — отметил он.
По мнению эксперта, лето — это разгонная полоса для рестораторов и поставщиков, потому что летом потребление крепких напитков традиционно падает, люди переходят на более легкий алкоголь. Если проблемы начнутся, то они догонят нас зимой и следующей весной.
Как считает председатель Национального союза защиты прав потребителей, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин, с наибольшим числом проблем столкнется то малое количество покупателей, которых можно назвать гурманами и ценителями.
— Например, с джином точно нет никаких проблем: он давно производится в России, причем успешно, и экспортируется, например в Бразилию. Даже специалисты не могут отличить его от импортного. Можжевеловая настойка она и есть можжевеловая настойка. Российский джин — это хорошая экспортная перспектива. Следующий вопрос — коньяк. Давайте будем откровенны: львиная доля российских «любителей» коньяка на самом деле не вполне понимает, что такое коньяк, и не разбирается в нем. Большая часть коньяка, который употребляется в России, — это низовой сегмент, а вовсе не премиальный и не марочный. Его более чем реально заменить тем, который производится в Грузии и Армении. Ну а для настоящих ценителей французских коньяков (это не такая большая доля потребителей) все равно останется какой-то объем товара на прилавках. Выход найдется, — объясняет Шапкин.
Совершенно особая история — это текила, но, опять же, российский потребитель в большинстве своем не слишком хорошо разбирается в особенностях этого напитка. По мексиканским законам запрещено вывозить из страны чистый дистиллят агавы: он должен быть смешан на 51% с обычным зерновым спиртом, чтобы была возможность разливать его за пределами страны. Если договориться с Мексикой о покупке такого сырья, то российские заводы вполне смогут разливать текилу прямо здесь. Кстати, популярность текилы — это общемировой тренд, можно ему следовать.
Что касается виски, то его, по словам эксперта, вполне можно закупать в Индии: там неплохая школа производства виски, оставшаяся со времен колониального британского прошлого. Эксперт добавил: настоящие сложности ждут именно премиальный сегмент алкоголя — выдержанный шотландский виски и, например, коньяки из французской провинции Шампань. В России нет производителей, которые располагают выдержанными спиртами, как во Франции или Шотландии. Поэтому напитки среднего уровня будут, а вот премиальные и «породистые» — нет. При этом если говорить о премиальном сегменте, то спрос на него не должен упасть — люди с высокими доходами были и остаются, и они по-прежнему будут искать свои любимые напитки.
Но паниковать не стоит. Руслан Брагин, член Гильдии маркетологов, подчеркнул: эмбарго на ввоз в Россию крепкого алкоголя нет и не было, все упирается в добрую волю производителя. Так что эти товары не исчезнут полностью. Кроме того, правительство может внести алкоголь в список параллельного импорта, а торговые сети смогут сами выбрать новые бренды и закупать их. Против параллельного импорта крепкого алкоголя сейчас выступает Минсельхоз, поскольку чиновники считают, что надо создавать тепличные условия для российского производителя алкоголя, однако эксперты уверены: это вопрос недалекого будущего.
— Обычно у дистрибьютеров есть запас товара на три месяца. Сейчас как раз минуло три месяца с момента введения ограничений, значит, впору сделать вывод: запасы начинают заканчиваться. Не располагает к оптимизму только вопрос цен: все будет только дорожать. Объясню: многие ЛВЗ используют импортные линии розлива, и если сломается хоть одна деталь, то будет простой. Использовались импортные вспомогательные материалы, например, для производства этикеток и пробок. Так что здесь нужно быть готовыми к подорожанию, — отметил Брагин.
Эксперты предупреждают: количество подделок известных брендов вырастет на порядок — в пустые бутылки из-под марочных напитков могут начать разливать что угодно, и хорошо, если это будет не метанол. Поэтому разумнее, возможно, искать достойную альтернативу, а не пытаться любой ценой и любым путем купить брендовый виски.
Хорошее решение в этой ситуации — переходить на коктейли, следуя, кстати, общемировой тенденции. В составе коктейля джин российского производства будет не так уж сильно отличаться от английского, кроме того, творчески переосмысленные коктейльные карты смогут помочь рестораторам продержаться на плаву — вместо всемирно известных продуктов можно попробовать использовать, например, авторские настойки собственного производства.