- Что, на ваш взгляд, скрывается за словами о «щадящем режиме» повышения тарифов? Люди должны сказать властям «спасибо» за постоянный рост расходов на оплату ЖКХ?
- Настоящим щадящим режимом для жильцов было бы не отвязывание тарифов от инфляции, а мораторий на их повышение. Представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС) уже сами неоднократно заявляли, что тарифы завышены в разы. К сожалению, многие прогнозы говорят о том, что осенью экономическая ситуация может существенно ухудшиться. И необходимо уже сейчас думать, как нивелировать возможные последствия этого для граждан.
Кроме того, хотелось бы посмотреть, каким образом профильные ведомства «немножко изменили формулу». И непонятно, почему они не могут сейчас назвать точно, на какие проценты ждать повышения с 1 июля. Все цифры уже должны быть оценены и сверстаны, ведь до 1 июля осталось всего двадцать дней.
- Постоянный рост тарифов ЖКХ власти объясняют тем, что требуются средства на модернизацию инфраструктуры и капитальный ремонт. Кроме как с жильцов, их больше взять неоткуда?
- Что касается обновления инфраструктуры, то здесь, прежде всего, необходимо разобраться, почему ремонт и модернизация не были сделаны своевременно. Рост тарифов в любом случае не может быть резким, потому что экономисты и плановики должны были рассчитывать это заранее и готовиться к обновлению, а не обрушивать его неожиданно на плечи жителей. Кроме того, представляется совершенно несправедливым, когда в некоторых населенных пунктах существенно повышают тарифы, мотивируя это необходимостью планового ремонта. Причем в целом по региону рост тарифов не превышает средних значений, а страдают жители только отдельных городов или даже районов. Необходимо устанавливать не средние, а предельно допустимые значения повышений.
Если всё планировать и рассчитывать заранее, как это должно быть, то тогда вполне возможно выделять средства на ремонт и модернизацию инфраструктуры, а если уж и делать повышение, то очень плавное, распределенное на несколько лет. Кроме того, проверки прокуратуры в некоторых регионах уже показали, что зачастую ресурсоснабжающие организации закладывали в рост тарифов вовсе не декларируемый ремонт, а бонусы топ-менеджерам. И в подобных случаях виновных необходимо выявлять и наказывать. А средства на необходимое обновление придется тогда изыскивать из бюджета.
- Где ресурсники будут брать деньги?
- Если заблаговременно и правильно всё планировать и рассчитывать, то проблем быть не должно. Если же неправильно оценили необходимость ремонта и обновления, не закладывали вовремя на это средства, то надо брать средства из прибыли ресурсоснабжающих организаций и бонусов топ-менеджерам. В том случае, если возникла форс-мажорная ситуация, когда срочно необходимы большие расходы, то придется обращаться за бюджетными субсидиями, подкрепив это соответствующими обоснованиями.
- Качество оказываемых услуг может упасть?
- К сожалению, вполне вероятны такие ситуации, когда ресурсоснабжающие организации могут попытаться сэкономить дополнительные средства на качестве услуг для жителей. И поэтому необходимо ужесточать контроль над качеством оказываемых услуг, своевременно обращать внимание на жалобы потребителей и увеличивать ответственность и штрафы за мошенничество.
- Торгово-промышленная палата РФ предложила рассмотреть возможность повышения тарифа на ремонт зданий без согласования с собственниками. Если инициативу поддержат, как может вырасти плата?
- Это очень опасная и несвоевременная инициатива. Уже были, к сожалению, подобные предложения о возможном пересмотре контрактов на капремонт в сторону увеличения на 25%. Все это произошло из-за существенного роста цен на стройматериалы. Но нельзя эту проблему перекладывать на жителей, а надо искать другие пути сдерживания цен, в том числе с помощью бюджетных субсидий и анализа со стороны ФАС. Хотелось бы надеяться, что, как и было заявлено, возможность пересмотра контрактов не отразится на взносах на капремонт. Тем не менее, если повышение тарифа на ремонт зданий не будет согласовываться с собственниками, то здесь будут возможны злоупотребления.
- Допустим, июльские тарифы на коммунальные услуги не вырастут на уровень инфляции. Возможен ли в таком случае резкий рост тарифов, предположим, на вывоз мусора?
- На мой взгляд, в этом случае резкого роста тарифов на другие услуги быть не должно. Нет никакой связи между тарифами на коммунальные услуги (электроэнергия, вода, тепло) и жилищными (вывоз мусора, содержание и ремонт жилого помещения). Если тарифы на вывоз мусора вырастут, то по другим причинам.
- Между тем, задолженность россиян по оплате услуг ЖКХ уже достигла около 1,5 триллиона рублей. Что будет дальше?
- Общие цифры задолженности по ЖКХ постоянно растут уже в течение многих лет. И здесь в каждом конкретном случае необходимо разбираться отдельно – возможно, в судебном порядке. Если у семьи объективно нет возможности оплатить задолженность, то государство обязано помочь субсидиями. Необходимо расширять круг тех, кто подпадает под субсидии, прежде всего за счет семей с детьми, а также увеличивать размеры этих субсидий. Кроме того, было бы очень действенной социальной мерой в условиях экономического спада сделать всё возможное, чтобы снижать оплату за ЖКХ, а не повышать.
- Дайте прогноз: на сколько в среднем вырастет плата за услуги ЖКХ в этом году?
- Если все-таки не захотят применить действительно щадящий режим и не введут мораторий на повышение тарифов с 1 июля до получения результатов их полномасштабного аудита, то хотелось бы надеяться, что хотя бы будут оставлены прошлогодние уровни повышения по регионам. Если же даже и на этих значениях не остановятся, то повышение в среднем может составить около 8% или даже выше. Однако это уже будут неподъемные суммы для жителей. Поэтому пока в оставшееся до 1 июля время необходимо рассмотреть все возможные пути, как можно наиболее оптимальным для отрасли ЖКХ образом заморозить повышение тарифов.